2013-01-16 14:04 "РБК daily"
В наши дни шпионы все больше ведут охоту не только за секретами
государств, но и за технологиями наиболее инновационных и прибыльных
компаний, считает бывший глава экономической разведки при
премьер-министре Франции АЛАН ЖЮЛЬЕ. В интервью корреспонденту РБК daily
ВИКТОРИИ СИНКЕВИЧ эксперт рассказал, чем экономический шпионаж
отличается от конкурентной разведки.
— Г-н Жюлье, в 2003 году вы стали первым официальным
уполномоченным по экономической разведке при премьер-министре Франции.
Чем вы занимались?
— В моем ведении находились вопросы конкурентной разведки, связанные
как с государственными, так и с частными предприятиями. После моего
ухода в правительстве была создана должность межминистерского
уполномоченного по конкурентной разведке. Однако обязанности и
полномочия моего преемника были значительно сокращены — он занимался
только вопросами администрирования. Сегодня можно говорить, что это был
политический выбор. Приход правительства Франсуа Олланда должен снова
повлечь изменения. Я полагаю, что они вернутся к чему-то подобному тому,
что я делал в свое время.
— Какую роль сегодня играет экономическая разведка для французского бизнеса?
— Во Франции экономическая разведка — это одновременно сбор
информации вне предприятия и защита данных внутри него. Необходимо четко
разграничить эти два момента. В первом случае вы легальными способами
отыскиваете информацию: собираете сведения о рынках, об условиях работы в
стране, где намерены развивать свой бизнес, о конкурентах. Во втором вы
предпринимаете шаги по защите того, что действительно ценно для вашего
предприятия, что позволяет вам сохранить конкурентное преимущество. То
есть, с одной стороны, мы пытаемся собрать максимум полезной информации
по какому-либо интересующему нас предмету, с другой — до минимума
сократить распространение важной информации о своем собственном
предприятии.
— А как определяется граница между сбором экономических сведений и охотой за секретами конкурентов, то есть шпионажем?
— Для нас основная граница — это французские законы. Например, вы
имеете право посещать салоны и выставки, изучать продукцию и часто даже
брать с собой ее образцы, принимать участие в конференциях, задавая в их
рамках интересующие вопросы, собирать данные в Интернете. В то же время
вы не имеете права подкупать кого-либо на предприятии, то есть давать
ему деньги в обмен на нужные сведения. Вы не имеете права красть
какое-либо имущество, например информационные носители, не можете
прослушивать телефонные переговоры и так далее.
— Насколько французские компании эффективно ведут борьбу со
шпионажем или же по-прежнему возникают ситуации, как с китайскими
стажерами в компании Valeo (студентка из КНР была приговорена в 2007
году к 12 месяцам тюрьмы за копирование конфиденциальных данных об
автомобильном оборудовании Valeo)?
— Французские компании понимают, что представляет собой шпионаж на
государственном уровне — нашей стране не раз приходилось с ним
сталкиваться. Но вот когда речь заходит о нелегальном сборе данных одних
компаний на других, тут французам приходится нелегко. Многим до сих пор
трудно осознать масштаб угрозы. У людей продолжает сохраняться
представление о шпионаже как об угрозе на государственном уровне и нет
ясного понимания, что жертвой шпионажа может стать любой бизнес.
— Можете ли привести примеры громких шпионских скандалов во французских компаниях?
— В наши дни в судах Франции на рассмотрении находится достаточно
много дел о шпионаже, ведущемся иностранными или даже французскими
компаниями на французских предприятиях. Примечательно, что многие эти
случаи зачастую не вызывают широкий резонанс в обществе. В качестве
примера могу привести дело с сумками Vuitton. Когда сумки были
скопированы в Марокко, потребители не обратили на это внимания, однако
компания Vuitton понесла значительный финансовый ущерб. Шпионаж повсюду.
В сфере моды, например, особенно пристально следят друг за другом.
Собираются фотографии, рисунки новых нарядов, и спустя две недели
подобные наряды уже идут в производство у конкурентов. К сожалению, это
стало общей практикой.
— В каких сферах экономический шпионаж наиболее распространен?
— Разведка ведется во всех значительных секторах экономики. Как
только появляется какое-либо различие, усовершенствование, достигнутое
за счет новой технологии, оборудования или продукта, всегда возникает
опасность его копирования. Шпионаж более всего практикуется в оборонной
промышленности, а также на производствах особого назначения, связанных с
интересами государств. Предметы роскоши, авиационная промышленность,
сельское хозяйство и связанная с ним продовольственная промышленность
также в зоне особого риска.
— Есть ли эффективные способы защиты информации? Например, насколько оправдывает себя система патентов?
— Патенты служат для защиты интересов предприятий, но не надо
забывать, что крупные компании следят за патентами, публикуемыми в мире.
У них есть специально обученные команды, которые, когда находится
интересный патент, ищут, как его обойти, то есть создать нечто подобное
изобретенному, отличающееся только в деталях, чтобы не платить
процентные отчисления владельцу патента. С этим никто не спорит. Но, с
другой стороны, патент действительно защищает. Так, в некоторых странах,
как, например, в США, патент не публикуется в течение некоторого
времени после того, как подана заявка. В течение нескольких месяцев
проект держится в секрете, чтобы конкуренты не узнали о ваших
разработках. Когда о нем наконец начинают говорить, обычно уже создаются
эффективные способы защиты данной информации. Это один из способов
избежать немедленного копирования запатентованных изобретений. Но, к
сожалению, остается еще много стран, где люди совершенно
беспрепятственно копируют патенты, не будучи преследуемы по закону.
— Во Франции в начале 2012 года был подготовлен законопроект
об охране секретов коммерческой деятельности по примеру охраны секретов
оборонной промышленности, но ему пока не дан ход.
— Министерство финансов заявило, что представит этот законопроект
парламенту. Возможно, через несколько месяцев, но документ появится. Он
направлен на защиту в первую очередь секретов частных предприятий (в
настоящее время за разглашение коммерческой тайны работником частной
компании предусмотрена лишь гражданско-правовая ответственность. — РБК
daily). Закон, в частности, даст компаниям право ходатайствовать о
неразглашении особо важных данных ни журналистами, ни суду. Однако закон
будет касаться только немного самой важной информации, которую следует
защитить, — информации, на которой зиждется предприятие.
— Опасность утечки секретов существует и в ходе
сотрудничества с иностранными партнерами. Есть ли страны, с которыми
опаснее работать, чем с другими?
— Можно сказать, что есть страны с плохой репутацией. Например,
негативное мнение сложилось о ряде азиатских стран, которые постоянно
копируют секретную информацию. Но тут не следует обобщать. Во Франции
многие полагают, что основная угроза экономического шпионажа исходит
именно из Азии. Я же думаю, что она исходит отовсюду, не исключая и саму
Францию.
— Считаете ли вы, что экономический шпионаж до сих пор
позволяет наладить работу целой отрасли экономики, как, например,
получилось с автомобильной промышленностью в Китае и Южной Корее?
— На мой взгляд, сегодня нет необходимости в шпионаже для развития
целого производства, поскольку 90—95% интересующей вас информации можно
найти в Интернете. В то же время в некоторых странах, особенно в Азии,
предприятия хотят развиваться стремительными темпами и прибегают к
шпионажу, чтобы быстрее получать нужные данные. Они предпочитают пойти и
просто купить то, что им нужно. Однако следует помнить, что нелегальная
разведка — дело рискованное. Если вы попадетесь, ваша компания понесет
большой имиджевый и финансовый урон.
|