Однако совещание это вызвало серьезный резонанс и в России. Причем большинство полуофициальных откликов и комментариев были негативными и раздраженными. Разыгрывалась уже хорошо известная карта: Белоруссия-де хочет жить за счет России и шантажирует ее, проводя недружественную политику. В качестве примера приводилось заявление белорусского МИДа о том, что граждане Белоруссии, которые намерены посетить Южную Осетию или Абхазию, должны это делать с учетом законодательства Грузии.
Вопрос о признании Белоруссией независимости этих республик, действительно, сложный и болезненный. Только похоже Россия сама сделала все возможное, чтобы затормозить подобное признание. Еще осенью прошлого года во время пресс-конференции Лукашенко, данной российским журналистам, белорусский лидер дал понять, что такое признание – перспектива ближайшего будущего, однако подчеркнул, что у Белоруссии давние связи и с Южной Осетии, и с Абхазией, и это – проблема их двусторонних отношений. Как только российские руководители начали выставлять ультиматумы по этому поводу и даже под санитарно-эпидемиологическими предлогами устраивать «мясо-молочные войны», ситуация резко ухудшилась. Ибо сегодня Республика Беларусь – состоявшееся независимое государства, что, по мнению Александра Лукашенко, высказанном на совещании с дипработниками, и есть главное следствие проводимой ею политики.
«Очень важно понимать, что независимость Беларуси многовекторна: независимость от всех, не от кого-либо одного. Я уверен, что порядочные и искренние партнеры с обеих сторон поддержат наш выбор… В последние месяцы с разных сторон на Востоке и на Западе не было недостатка в высказываниях и взаимных упреках относительно сфер влияния, областей геополитических или жизненных интересов. Ошибочно в этих дискуссиях одно: Беларусь рассматривают только в качестве объекта чьих-то интересов. А как же интересы наши, собственно Беларуси? Ведь они и есть самые законные и обоснованные. Мы их будем неукоснительно защищать и добиваться уважительного отношения к себе со стороны всех наших союзников и партнеров», сказал президент.
Он также подчеркнул, что страна «не должна и не будет, как хотелось бы некоторым в текущей ситуации, в корне пересматривать стратегические направления внутренней и внешней политики Беларуси, поскольку их правильность доказана на практике», что разговоры о «смене вектора» и переориентации страны на Запад – спекуляции. Со всеми странами и международными организациями она будет сотрудничать в той мере, в какой это соответствует ее национальным интересам.
Складывается впечатление, что в России это понимают далеко не все. Заявления белорусской стороны – не блеф, не шантаж, они вполне отражают реальность. И когда Александр Лукашенко говорит, что Белоруссия выстраивает «глубокие взаимовыгодные отношения с такими странами, как Китай, Индия, Иран, Вьетнам, государства Персидского залива, Венесуэла», – так он и есть. В эти дни я с группой российских журналистов посетила Белоруссию в рамках пресс-тура на тему «Организация производства, переработки, торговли сельскохозяйственными продуктами в Республике Беларусь». И могла воочию убедиться как в том, что причины мясо-молочной войны лежат отнюдь не в санитарной плоскости, так и в том, что рынки для сбыта своей продукции Белоруссия ищет – и находит. Подробнее о пресс-туре в предыдущем номере. Но на некоторые аспекты, оказавшиеся напрямую связанными с темой, все же хочу обратить внимание. Так, глава Гродненского областного исполнительного комитета Владимир Савченко рассказал, что в области два завода по выпуску сухого молока. После того, как Россия прекратила закупать белорусское сухое молоко, они нашли другие рынки: в Средней Азии, в Китае, Венесуэле, Иране. Даже в Новой Зеландии и Швейцарии закупают, пусть и небольшое, количество этой белорусской продукции.
Естественно, никто в Белоруссии не ведет речи, что страна может легко обойтись без России, потому что это абсолютно не соответствует действительности. Беларусь считала и считает Россию своим главным союзником, заявил на совещании Александр Лукашенко, и заинтересована в укреплении ее экономического потенциала и международных позиций: «При этом мы не можем закрывать глаза на действия и факторы, откуда бы они ни исходили, подрывающие нашу собственную комплексную безопасность». Он также полагает, что Союзное государство превратилось в «долгострой», но назвать его строительство провалом было бы во всех смыслах неверным. И главное, потому, что в таком союзе наших стран заинтересованы обычные граждане: и россияне, и белорусы.
Вот это и кажется основным, принципиальным различием между официальной политической линией российских и белорусских властей. В России интересы простого гражданина (в том числе желающего покупать качественную и недорогую белорусскую молочную продукцию – да и продавать собственную), мягко скажем, не на первом месте. Оказывается, небольшая, лишенная энергоресурсов страна, последовательно проводит собственную политику, да и показывает пример, как в объективно куда более сложных экономических условиях можно наладить достаточно эффективное реально производство. Причем доходы от него идут не в кубышки «олигархов», а на обеспечение достойной жизни большинства. Когда выяснилось, что так называемый российский экономический подъем был дутым и держался исключительно на сверхвысоких ценах на нефть, кому-то, видимо, захотелось спровоцировать системный кризис и в Белоруссии.
Вот потому руководители Белоруссии и ведут речь о диверсификации экономики. «Оптимальным вариантом для Беларуси была бы комбинация капитала России, Запада и третьих стран. Что мы, кстати, и делаем», считает Лукашенко. Он выразил уверенность, что новая американская администрация отменит унижающие, прежде всего сами США санкции против Белоруссии, а в ЕС, если «действительно хочет создать на своих границах зону благосостояния и стабильности», понимают, что «вряд ли какая-то страна из европейских соседей отвечает этим критериям больше, чем Беларусь». Была подчеркнута необходимость строительства более плотных экономических отношений со странами СНГ, в частности Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном, имеющими важные стратегические энергетические ресурсы.
Концептуальная позиция Республики Беларусь – это прямая взаимозависимость устойчивого развития экономики и обеспечения национальной безопасности.
Какова концептуальная позиция России в ее внешней политике – не ясно. По крайней мере руководство страны ее до сих пор не сформулировало, потому и развязывает не объяснимые никакими государственными интересами «войны» с ближайшим соседом и союзником, ставя под угрозу строительство Союзного государства.