| «Столько жертв, столько детей погибло — это ужасно, что нам
приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность,
за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности», —
сказал Путин на заседании правительственной комиссии по ликвидации
последствий катастрофы. (отсюда) |
Всё-таки наш премьер-министр — выдающийся мастер формулировок. И трудно с ним в данном случае не согласиться. Ужасно, что приходится платить такую дань. Не менее ужасно, что и дальше придётся.
Потому
что штаты государственной бюрократии, отвечающей за регистрацию,
сертификацию, лицензирование, надзор и контроль во всех областях нашей
жизни, растут, как на дрожжах. Недели не проходит без новых технических
нормативов и требований, за акт о соблюдении которых владелец бизнеса
должен отстёгивать бакшиш чиновникам. Тех денег, которые бизнес платит
за «разрешающую документацию», с головой хватило бы на выполнение
разумных технических требований — разумеется, при условии, что без их
выполнения «Булгария» не смогла бы не только плавать, но и билетами
торговать.
К сожалению, в этой системе вертикальной клептократии проверяющих с каждым годом становится всё больше,
и все деньги, которые можно было бы вложить в модернизацию чего бы то
ни было, уходят на их прокорм. Не только у бизнеса, но и у государства, и
у налогоплательщика. При этом стоит «Трансваалю» обрушиться
— и тут же выясняется, что о его владельцах никто никогда и ничего не
знал. Даже «Сбербанк», когда выдавал 33 млн долларов на строительство,
забыл спросить, кого кредитует. С «АргоРечТуром» — аналогичная история.
Зиц-председатель уже сидит, как ему и положено, бенефициар неизвестен, а
кто его крыша — вообще не интересно никому. На всякий случай привлечён
мелкий стрелочник из Камского пароходства, который будто бы хуёво
проверял пароход. Но статья 238, по которой он арестован — «оказание
услуг, не отвечающих требованиям», а он никаких услуг не оказывал. В
деле «Трансвааля» такой терпила-проверяльшик тоже был. И точно так же не
знали, в чём его обвинить. В итоге дело на эксперта закрыли, а
бенефициаров даже не искали.
А виновата во всём, конечно же, алчность. Ну, и, разумеется, те, кто раскачивают лодку. Если б не они, и чиновники были б сыты, и лодка цела.
Anton Nossik
|