Учитывая слабую информированность общественности о деятельности органов местного самоуправления и, как следствие, низкую активность граждан в этой сфере, а так же, наличие значимых проблем, препятствующих реализации гражданских прав и свобод жителей сельской местности и представителей местного самоуправления, «Центр правовой и социальной помощи гражданам Краснодарского края» выступил на федеральном уровне с инициативой реализации проекта «АКТИВНЫЕ СЕЛЯНЕ — РЕСУРС РОССИИ», направленного на развитие институтов гражданского общества в малых городах и сельской местности.
Основной целью проекта является развитие активности в системе местного самоуправления, повышение информированности жителей сельской местности о деятельности депутатов поселковых и сельских Советов, определение значимых проблем и выработка возможных механизмов их решения.
В рамках проекта в период с декабря 2016 года по сентябрь 2017 года будет организовано проведение «круглых столов» с участием представителей органов местного самоуправления, гражданских активистов, депутатов Законодательного собрания и представителей органов исполнительной власти Краснодарского края при содействии экспертов в области местного самоуправления поможет наладить прямой диалог между органами местных и краевых властей. На один из таких круглых столов я и был приглашен как представитель органов местного самоуправления Белореченского района.
Обсуждались вопросы о роли местного самоуправления в жизни сельского поселения и района, участники поделились проблемами, которые возникают у них при исполнении своих полномочий, предложили пути их решения. Организаторы интересовались положительными примерами решений вопросов органами местного самоуправления, наличием постоянных контактов с органами региональной исполнительной и законодательной власти. Будучи единственным представителем КПРФ, взяв слово, я постарался донести свое видение на решение вопросов, поставленных организаторами в теме круглого стола:
«Роль местного самоуправления в нашем поселении и в районе в целом, на мой взгляд, не высокая. Основные хозяйственные вопросы решаются в кабинетах исполнительной власти, на уровне глав администраций. Решения Советов ограничены скудным бюджетом и условиями, которые ставят администрации.
При исполнении своих полномочий, как представителя органа местного самоуправления, чаще всего приходится сталкиваться с проблемой бессилия депутата Совета сельского поселения что-либо сделать для решения наказов избирателей. Вопросы, которые можно решить «своими силами», например как грейдирование дороги, отсыпь дамбы, ремонт текущей крыши в больнице или ДК- решает глава поселения, как хозяйствующий субъект и как человек, для которого это является основной работой. Чуть-чуть более масштабные вопросы, например строительство новой дороги, капремонт ДК или школы- вообще не на нашем уровне решаются. Даже например приструнить бездельника-работника правоохранительных органов не получается- статус депутата такого уровня не является авторитетным.
Для решения простых проблем на селе нужны глобальные изменения. Невозможно уколами местнообезбаливающих препаратов вылечить онкологически больной организм в целом. Для пополнения бюджетов сельских поселений необходимо увеличивать участие государства в сельском хозяйстве. Рецепт из 90-х «Фермер накормит всю Россию» не работает. Сделать это можно повысив долю расходов на сельское хозяйство в государственном бюджете РФ с 1-2%, как сейчас, до 5-6%, а в далекой перспективе и 10%. С увеличением производства сельхоз продукции увеличатся бюджеты поселений, можно будет создавать «депутатские фонды» для оперативного решения вопросов. С увеличением возможностей депутата сельского поселения повысится и уровень авторитета местного самоуправления.
Положительных примеров решения проблем поселений органами местного самоуправления из своего опыта привести не могу. Возможно потому что не знаю о таких примерах, или просто не оцениваю некоторые примеры как положительные или как решенные органом местного самоуправления.
Лично у меня есть постоянный контакт с представителями законодательной власти края (ЗСК и ГД РФ), но это только по партийной линии. По линии же органов местного самоуправления ни у меня ни у других депутатов из нашего совета вообще никаких рабочих (не дружеских, а рабочих) контактов с представителями исполнительной и законодательной власти нет. Причину этого вижу в отсутствии желания заводить такие контакты как у представителей местного самоуправления так и у представителей госвласти.
Улучшить взаимодействие органов местного самоуправления с органами региональной власти можно только через повышении роли и влияния органов местного самоуправления в общественно-политическом пространстве. Уважают только тех, кто «решает вопросы». Для органов региональной власти, органы местного самоуправления сейчас как «бедный родственник».
То, что необходимо предпринять на законодательном уровне для более эффективного развития местного самоуправления я изложил выше. А именно, создание государственных предприятий по выращиванию, переработке, хранению и реализации сельхоз продукции. Создание единой государственной системы в этой области, объединяющей весь цикл производства от семян до полки в магазине. «фермер» мало-мальски крупный, как и любой представитель бизнеса хочет получит прибыль… желательно побольше и побыстрее. Поэтому его задача выкачать все возможное из земли, заплатить копейки трактористу, и продав свою продукцию на экспорт почивать на лаврах. Если же делать все по уму, думая не только о рентабельности производства, но и о людях которые там живут и работают (больницы, дороги) о их семьях (детсады, школы, рабочие места в сфере переработки), думая о земле-матушке, о которой нужно заботиться (мелиорация, удобрения, система лесополос и так далее), да ни один нормальный «бизнесмен» не дождется в свой век прибили. Собственно что и происходит с большинством сельхозугодий в крае- они просто пустые. Где нет работы, нет средств к существованию, там нет жизни. Хутора и села вымирают! И это не популистские слова, это конкретно наше Бжедуховское сельское поселение Белореченского района, а именно хутор Каневецкий и Новогурийский. Там, где когда-то кипела жизнь, теперь заброшенные полуразвалившиеся дома, и поля заросшие бурьяном...
Только государство, созданное народом и для народа, может мыслить масштабно, и планировать на долгие года, не ожидая скорой прибыли, а просто создавая необходимые условия для жизнедеятельности граждан на селе.»
|