Мой опыт участия в выборах в качестве участника агитационных политических кампаний пока что скромный - с 1996 года. Так что ни на что не претендую, выскажу свое мнение.
Самое важное, что происходит в последние годы, политические кампании все в меньшей степени ведутся профессиональными политтехнологами и все в большей - волонтерами. Хотя с точки зрения каких-то внешних вещей (слоганы, программа, агитационные материалы, дебаты) это и похожие вещи, сущностно все же разные. Ибо в первом случае политтехнологи - люди нанятые. Они сегодня на одних работают, завтра на совершенно других, им политпредпочтения почти не важны. Во втором же случае в центре штабной работы люди идейные и для них важно, что говорит и что делает кандидат.
Вот какие стадии кампании я считаю важными.
1. Старт - работа со сторонниками
На старте важно оповестить и мобилизовать своих сторонников. Это те, кто проголосует за кандидата при любых обстоятельствах и даже часть из них готова агитировать и работать волонтерами в штабе. Что нужно сделать на этом этапе?
- оповестить о начале кампании
- ясно показать, как сторонники могут помочь кампании
- организовать для них точки, где они могут получать волонтерские задания, материалы, обеспечить работу информресурсов для координации их работы
Большинство кандидатов эту стадию задействуют.
2. Охват круга потенциальных сторонников
У любого кандидата есть еще избирателей, которые могли бы тоже стать волонтерами, могли бы тоже стать активными сторонниками, но при выполнении некоторых условий. У этих людей могут быть какие-то один-два вопроса к кандидату, которые их беспокоят. Либо они являются частью инициативных групп, профсоюзов, общественных движений и они хотят быть уверенными, что кандидат точно учтет их требования и в своей программе и в дальнейшей работе.
Здесь необходимо:
- уделить время ответу на вопросы (возможно в виде пресс-конференции или прямой интернет-конференции или как-то иначе)
- показать группам, как они могут донести свои пункты или проблемы, указать, кому точно они должны обратиться, наладить ясный путь для диалога с группами
- при необходимости выпустить дополнительную, расширенную версию программы
Речь не идет о болтовне и долгой работе - только о необходимой и достаточной обратной связи с теми, кто при выполнении ряда небольших условий не просто готовы голосовать, но даже и активно агитировать за кандидата.
Часть кандидатов об этой стадии забывает и даже обижаются на потенциальных волонтеров за то, что у них есть какие-то вопросы. В результате круг волонтеров снижается и агитационные возможности снижаются.
3. Повышение общей узнаваемости кандидата
Это фоновая работа, необходимая и методичная. Об этом ничего нового не скажу, т.к. здесь надо просто, чтобы имя кандидата звучало из каждого утюга. Это трудная задача для некоторых территорий, областей, чуть более простая для городов и особенно городов малых.
Практически все кандидаты стараются выполнять эту часть кампании.
4. Работа с социальными группами избирателей
Социальных групп избирателей очень много. В идеале надо что-то донести до каждой группы, но в реальности это невозможно. Очень важно, чтобы кандидат понял, какие группы он может привлечь и постараться сделать для них какое-то ясное предложение.
При этом вот какой нюанс. Группа - не равно самая острая проблема. Например, в опросах горожане могут назвать самой острой проблемой, например, экологию (мою любимую). Но социальной группы экологоозабоченных все же нет. Да, есть группы экоактивистов, есть мамочки, которые чаще думают об экологии, но нельзя сказать, что тему экологии будет доносить легко - ее придется доносить практически до всех горожан в рамках общей кампании кандидата.
А вот например инвалиды - устойчивая группа избирателей. И вопрос комфортной безбарьерной среды, вопросы устройства на работу, вопросы медицинской и социальной помощи для них важны. И значит предложение, которое будет сделано для этой группы - будет воспринято быстрее.
зЗаметим, я говорю не об обещаниях. Я говорю о том, что кандидат действительно должен найти решение важных проблем для таких групп и потом проинформировать эти группы о своих идеях, чтобы избиратели знали - их слышат, понимают их нужды. Более того - именно этот кандидат лучше всего подошел к важным для них темам.
Что важно сделать здесь:
- отразить интересы групп в программе
- донести программу ровно до этих групп и по возможности найти агитаторов-единомышленников внутри таких групп
Я не знаю почему, но часть кандидатов иногда пренебрегает работой с группами избирателей. Часть же наоборот старается привлечь симпатии на свою сторону.
5. Работа с оппонентами и противниками
оппозиционным кандидатам в нынешних условиях приходится и переубеждать оппонентов. Часть таких избирателей просто обманута пропагандой, ложью СМИ. Так что надо не стесняться заходить на территорию противника и переубеждать его фанатов.
Что надо делать тут?
- у агитаторов должны быть точные ответы на "каверзные" вопросы, лучше с фактами, ссылками
- сам текст агитматериалов должен переубеждать, т.к. часть людей единственно с чем встретится - с газетой или листовкой. И надо, чтобы после прочтения листа А4 - сам текст мог хотя бы кого-то переубедить
Отдельно замечу, что у представителей властей есть и их ядро - госслужащие, силовики и т.п.
Надо не стесняться работать и с ними. Тем, кто боится и кому нечего бояться - разъяснить, что ничего страшного после победы оппозиции с ними не случится. Если у кого-то улучшатся условия работы - сказать им об этом и пообещать это. Если кто-то будет уволен или люстрирован - сразу честно описать, кто и на каких условиях, чтобы наиболее наглые не наглели, а остальные - невиновные - не боялись. Может кто-то и не будет голосовать за оппозиционера, но может хотя бы не слишком ретиво работать на свое начальство - уже хорошо.
Эту работу мало кто из кандидатов обычно делает вообще.
Оставляю в стороне вопросы контактов, креатива и прочего. Про это и так много кто и знает и пишет.
Надеюсь, кому-нибудь эти мои размышления пригодятся. Всем друзьям, товарищам и соратникам - удачи на выборах.