Известная проблема российской политической системы — беспартийные лидеры во главе политических партий. Если раньше это было характерно только для партии власти, то теперь, когда на поток поставлены коммерческие проекты создания партий-обманок проблема расползлась по широкому политическому полю.
Государственная дума рассмотрела законопроект, который закрывал лазейку для политического шулерства. От имени Комитета Государственно Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы в поддержку законопроекта выступил заместитель председателя Комитета, секретарь ЦК КПРФ С.П.Обухов.
Пбуликуем текст его выступления.
С.П.Обухов:
Комитет Государственно Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24 ФЗ «О политических партий».
Авторы предложили дополнить ст.24 ФЗ «О политических партиях» новым пунктом, устанавливающим уточняющее требование к членам руководящих органов политической партии, а также высшим выборным должностным лицам и иным высшим выборным лицам. Устанавливается вроде бы очевидное требование – они должны быть членами данной политической партии. Ни другой партии, ни беспартийными быть нельзя.
Как известно, в подавляющем большинстве государств, прежде всего, европейских, партии строятся на основеиндивидуального членства.
Есть и другая система. В США две ведущие партии (Республиканцы и Демократы) не знают фиксированного членства – членами считаются все, кто голосовал на выборах за кандидатов данной партии или просто декларируют свою приверженность этой партии.
У нас в России в законодательстве о политических партиях применен европейский, континентальный опыт. В частности,
- Согласно действующему законодательству РФ политическая партия является основанным на членстве общественным объединением (ст.3 федерального закона «О политических партиях»).
- Согласно п.5 ст.23 Федерального закона «О политических партиях» члены политических партий имеют право избираться и быть избранными в руководящие органы партии…».
Вроде бы этих положений достаточно для регулирования вопроса, который беспокоит авторов законопроекта. Не будем указывать на партии, в Уставах которых допущены отступления от данных норм. Сейчас важен принцип.
В итоге, в результате отступления от следования нормам ст.3 и 23 ФЗ у нас появился в партсотроительстве некий политический гибрид. Образно говоря, тело вроде бы как у нормальной европейской партии, а голова – американская, беспартийная.
Был еще один подобный политический опыт – во франкистской Испании, но здесь это сравнение неуместно, так как Испанская фаланга или Национальный альянс при каудильо Франциско Франко – это уже отвергнутый политической практикой опыт беспартийного партийного строительства.
Вернемся к анализу действующего российского законодательства.
В развитом правовом государстве норм, содержащихся в ст. 3 и 23 ФЗ было бы достаточно, чтобы в Уставы всех без исключения действующих политических партий не были допущены правила о возможности состоять в руководящих органах партии лицам, не являющимися членами партии. То есть было бы невозможно российское подражание американским партиям слона (республиканцам) или осла (демократам). Такие Уставы просто не должны были бы регистрироваться Минюстом.
К сожалению, чиновники Минюста, наверное, привыкли к тому, что должны быть только прямые ссылки в законодательстве. Видимо, поэтому авторам законопроекта и пришлось предлагать внести в текст ст.24 ФЗ «О политических партиях» прямую норму, запрещающую не членам партии быть членами руководящих органов партии. То есть, вносить специальную поправку, напрямую запрещающую прививать к телу российской политической партии, основанной на индивидуальном членстве гибридную, беспартийную голову по типу американского слоно-осла.
С точки зрения и права, и политологии, заботясь о формировании стабильных политических институтов, повышении авторитета партий Минюст не должен бы допускать такие «генно-модифицированные» партийные конструкции.
В этой связи нельзя не упомянуть отрицательный отзыв Правительства РФ на законопроект. Многие в нашем комитете его восприняли как политический курьез. Подписал отзыв г-н Приходько, видный, вроде бы образованный, знакомый с мировым опытом чиновник.
Его аргументация "впечатляет". Оказывается поправки правительством не поддерживаются, так как в федеральном законе «…не предусмотрены права лиц, не являющихся членом политической партии, избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии…». А что, если бы законопроекте авторы предложили предусмотреть права лицам, не являющимся членам политических партий, то Правительство дало бы положительный отзыв?
На мой взгляд, необоснованный и неубедительный отзыв, не являющийся аргументом против предлагаемого законопроекта.
Что касается аргумента отзыва о несоответствии части текста законопроекта терминологии ФЗ, то он, конечно, может быть приведен в соответствие с ФЗ во втором чтении, при условии принятия «концепции».
Кстати, в заключении нашего Комитета об этом сказано прямо: «Законопроектом вводятся такие понятия как «высшие выборные должностные лица и иные высшие выборные лица политической партии». Данные термины требуют дополнительного правового закрепления, кроме того, недостаточно четко определен круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта».
Но несмотря на эти замечания в заключении комитета сделан вывод: «Поддерживая концепцию законопроекта об обязательном членстве в политической партии руководства этой партии, Комитет отмечает необходимость доработки законопроекта ко второму чтению.
В общем, формируя политические институты в России, нужно отказаться от генномодифицированных партий, с телом европейской партии, но с беспартийной головой в духе американского республиканско-демократического слоно-осла.
Поэтому, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24 ФЗ «О политических партиях» и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
От КПРФ.РУ: "Единая Россия" горой встала за сохранение возможности для политического мошенничества и сохранение права держать во главе партий беспартийных лидеров. "За" законопроект проголосовало 205 депутатов, не хватило 21 голоса. Депутаты от "ЕР" заблокировали принятие законопроекта.
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме |