Какие вопросы и претензии мы слышим к нашей власти по итогам
саммита АТЭС? Разнообразные: от неуместности демонстрирования лидерства
среди птичек, вместо подлинного отстаивания интересов страны, до
потрясающих излишеств в расходовании госсредств при подготовке и
проведении мероприятия. Что ж, эти претензии во многом обоснованы. Но у
меня претензии иные – еще более принципиальные.
Но по порядку.
Птички – птичками, но сочтем это элементарной человеческой слабостью,
присущей нам всем. Действительно, кому не хочется еще куда-то взлететь и
что-то еще возглавить? В общем, вполне простительно. С расходами же на
саммит существенно сложнее.
С одной стороны, если средства и впрямь израсходованы на инфраструктуру
региона, пусть даже и не идеально осмысленно, рационально и рачительно,
то все равно это - самая малая ошибка, которую мы можем инкриминировать
нашей власти. По сравнению же с господствующей концепцией расходования
«излишних» госсредств – на вложение в резервы и фонды, то есть в
экономику стратегических конкурентов – так это вообще великий прорыв и
триумф созидания. Вопрос о рациональности и эффективности вложения
средств, разумеется, остается, но его всерьез и достаточно настойчиво
уместно ставить лишь параллельно тому, как нами будут возвращаться из-за
океана и остальные «излишки» - те, что не только на Россию вообще никак
не работают, но и более того – работают на наших конкурентов, а значит,
против России.
Есть, конечно, вещи вопиющие, такие как, например, салют за двести с
чем-то миллионов и ранее помпезно открытая высшими руководителями
государства федеральная трасса, с которой затем попросту… пропал асфальт. Их можно и нужно отделить от реальных расходов на инфраструктуру региона.
Интересно же с вопросом об окупаемости осуществленных расходов – этот
вопрос мне доводилось слышать неоднократно. Ответ известен: сами по себе
расходы на инфраструктуру, скорее всего, не окупятся никогда, но это
вовсе не есть преступление. Дело в том, что расходы на инфраструктуру и
не должны сами окупаться, но… Но они должны давать импульс к развитию
всей экономики региона и страны в целом, которая в результате и должна
стать эффективной, интенсивно развивающейся и самоокупаемой во всей
своей совокупности.
Значит, все в порядке?
Нет, не в порядке. Главный вопрос – в субъектности, то есть в том,
существует ли вообще такой единый субъект, как экономика России?
Вульгарные либералы, среди научно-экономического окружения нашего
Президента каковых большинство, периодически публично заявляют о том,
что мировая экономика вообще едина, и, следовательно, никаких «экономик»
разных стран в принципе нет и быть не может. Кстати, вопреки им, на
саммите АТЭС, как известно, напротив, термины «страна» или «государство»
использовать не принято (из соображений дипломатической
политкорректности – чтобы не выслушивать бесконечно дипломатические ноты
и протесты Китая и Тайваня), а вместо них как синонимы рассматриваются
именно различные «экономики». Нашим вульгарным либералам это, ясное дело
– нож острый…
Но, тем не менее, по существу: экономики-то различные все-таки
существуют или нет? В частности, существует ли единый субъект со своими
едиными интересами - экономика России? Вопрос не узко теоретический и,
соответственно, не праздный. Субъект, который, в конечном счете, получит
совокупную выгоду от вложений нашего государства в инфраструктуру, это
мы, наша российская экономика? Или же так интенсивно трудимся ради всего
человечества, можно сказать, отапливаем вселенную?
Если кто-то полагает, что ответ на этот вопрос прост и однозначен –
ошибается. Но ясно одно: это не некая статическая заданность, но
процесс. И какова же тенденция в этом процессе? А вот тенденция очевидна
– к размыванию национальных экономик. И, кстати, присоединение России к
ВТО – весьма решительный шаг именно в этом направлении.
И рискну уклониться сейчас от рассмотрения вопроса о том, хорошая ли в
целом это тенденция или же, напротив, она вредоносна. Но вернусь к
изначальной постановке вопроса – окупятся ли когда-нибудь вложения
России в инфраструктуру региона перед подготовкой саммита АТЭС?
Мой ответ звучит так: я бы предпочел, чтобы вложения нашего
национального государства в инфраструктуру окупались бы для нас, для
нашей национальной экономики. Но, в рамках принятого курса на
дальнейшую, с моей точки зрения, весьма бездумную и безответственную
интеграцию страны в мировую экономику, весьма вероятно, что эти вложения
если и окупятся, то уже лишь для всей этой самой мировой экономики,
обернутся прибылями для транснациональных корпораций, но не для России.
Значит, не надо вкладываться в инфраструктуру?
Нет, надо, но не менее важно параллельно вернуть субъектность российской
экономике – тогда и вложения в инфраструктуру будут окупаться для нас.
О дальнейшем же уместно говорить исключительно в качестве анекдота. А именно: наш президент к «возвращению субъектности» уже приступил – заявил, что правила ВТО… надо подправить.
Представьте себе: вы долго стоите у чьего-то порога, конючите, чтобы вас
пустили, унижаетесь, идете на совершенно неприемлемые условия
(например, по сравнению с условиями для того же Китая). И вот, когда вы
уже додеградировались до того, что никакой конкуренции никому составить
не можете, Вам, наконец, делают одолжение – вас пускают. И что вы в
ответ? «А у вас тут все не так – надо исправить!». Что должны хозяева
ответить такому гостю? И, главное, каков будет результат такого метода
«борьбы» за права и интересы своей страны?
Если же хозяева грубо не ответят, то лишь «входя в положение» - понимая,
что такие заявления делаются исключительно для внутреннего потребления…
Не менее анекдотично и дальнейшее развитие. Кто на этом саммите оказался
больше всех обеспокоен «кризисом свободы торговли»? Думаете, США?
Никоим образом. Нет – Россия! Наш президент обеспокоен в современном
мире именно этой проблемой. Как будто и впрямь развитие России зависит
исключительно от того, будет ли наш чахлый «Супер-Джет» истинно на
равных конкурировать с «Боингом»! Притом, что американские корпорации
берут почти неограниченные кредиты
на развитие под пару процентов годовых, а наши – либо за рубежом, но на
дополнительных ограничительных (для истинно самостоятельного развития)
условиях, либо у себя, но чуть ли не на порядок дороже…
Так зачем же нашему президенту в этих условиях «свобода торговли»?
Наконец, и это прояснилось. Оказывается, все ради родной страны – ради
нового направления ее развития. Каковым оказывается превращение самой
большой страны в мире, ресурсно и энерго избыточной, да еще и с
остатками прежнего великого научно-технологического потенциала в …
транзитный коридор для доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и
обратно.
Любопытно, что против этой идеи у нас не выступает никто – всем
почему-то кажется, что это для нашей страны – благо. Но такое ли это уже
благо?
Начну с того, что всякие расчеты грузопотоков и их стоимости приводят к
потрясающим воображение «доходам», которые получит наша страна от такого
транзита – чуть ли не до двадцати миллиардов долларов в год. Но что
такое эти, уж извините, крохи – по сравнению даже с нашим нынешним ВВП?
Притом, что для реализации проекта нужно предварительно вложить в
транспортный коридор многие сотни миллиардов долларов. И тогда
возвращаемся к изначальному вопросу об окупаемости инфраструктуры – если
она когда-нибудь и окупится, то для кого?
Далее: все эти расчеты – исходя из нынешних объемов грузопотоков и
нынешней стоимости доставки морем. Но, во-первых,
конкуренты-транспортировщики морем по всей цепочке тоже не будут дремать
и, при возникновении конкурента, готовы будут и еще ужаться (притом что
доставка морем – вообще в принципе самая дешевая - дешевле, чем по
железной дороге). Во-вторых, а кто вообще гарантирует сохранение объемов
перевозок между Европой и Азией на длительную перспективу? Мир меняется
– будет меняться и товарооборот. Юго-Восточная Азия становится все
более самодостаточной, в то время как Европа испытывает все большие
трудности и, весьма вероятно, будет беднеть. Так сохранится ли в
принципе необходимость в таких объемах грузоперевозок?
Наконец, стоит рассматривать и альтернативные направления развития. А альтернатива такова: либо вкладывать ресурсы в свое собственное
интенсивное промышленное и технологическое развитие (отказываясь,
разумеется, от требований ВТО), либо те же ресурсы, которые уже не
пойдут в этом случае на собственное технологическое развитие, вложить
лишь в транзитную транспортную инфраструктуру. Что здесь принципиально
важно: в первом случае вы повышаете степень своей самодостаточности и
независимости. Во втором – добровольно отказываетесь от независимости,
садитесь еще на одну «иглу» - теперь уже транзитную. Превращаетесь в
такую своеобразную «большую Украину» (супер-рантье – великий транзитер),
но только в обход которой и изначально уже есть трубопроводы… И тогда о
какой самостоятельности при принятии любого вопроса вообще говорить?
Будете себя плохо вести (например, накладывать в Совбезе ООН вето на
решение об уничтожении очередного врага Запада) – отключим транзит…
Да-а-а… Стоило столько мусолить вопрос о том, чтобы, наконец, «слезть с
нефтегазовой иглы» - и все ради того, чтобы тут же добровольно подсесть
на иглу другую – транзитную…
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов