Алексей Багаряков о причинах временного запрета на экспорт
зерна: Интересы российских зернотрейдеров (крупных экспортеров зерна) и
граждан страны временно совпали, но выиграют от эмбарго на вывоз зерна
из России, судя по всему, только зернотрейдеры.
О росте цен на крупяные изделия и продукцию зернопереработки россияне
узнали не из телевизора, а у прилавка магазина. Зато о временном
запрете на экспорт зерна официальные СМИ заявили, как о великом благе. И
действительно, после того, как из-за засухи в стране замаячил призрак
голода – самое логичное запретить вывозить продукты питания, которых нам
самим может не хватить. Но это только на первый взгляд все так кажется
просто…
Игра в тарифы
Алтайский край – один из очень немногих регионов страны, который
почти не пострадал от засухи. В ходе недавней видеоконференции
Президента РФ Дмитрия Медведева с алтайским губернатором Александром
Карлиным, последний напомнил президенту о вечной проблеме
сельхозтоваропроизводителей региона – тарифно-транспортной изоляции,
из-за которой страдают и зернопереработчики, и (в гораздо большей
степени) крестьяне, которые это зерно выращивают. Причем на этот раз
пожелание «разобраться с транспортными тарифами» Александр Карлин
обосновывал в том числе интересами пострадавших от засухи
сельхозрегионов, а не только алтайских сельхозтоваропроизводителей. В
Алтайском крае зерна производят гораздо больше, чем необходимо для
собственного потребления, поэтому и семена, и товарное зерно,
произведенные здесь, в центральной части России будут востребованы.
Если, действительно, разберутся с транспортными тарифами. Во всяком
случае Дмитрий Анатольевич пообещал дать соответствующее поручение
первому вице-премьеру Виктору Зубкову.
Примечательно, что проблема тарифно-транспортной изоляции, из-за
которой алтайское зерно и продукты зернопереработки сложно было вывозить
за пределы региона, незадолго до обозначенной видеоконференции решилась
сама собой: увеличившийся из-за аномальной засухи спрос на зерно и муку
поднял цены на эту продукцию до того уровня, когда тарифы на перевозку
уже не являются серьезным сдерживающим фактором. Для справки: закупочные
цены на пшеницу 3-го класса за короткое время выросли с почти 2000 до
5500 за тонну! Но тут появился указ о запрете на экспорт зерна и
продуктов переработки до конца года. И внутренние цены вновь упали. При
этом сами крестьяне ожидают еще более серьезного падения, которое
традиционно происходит в период уборочной кампании.
В таких условиях, созданный недавно Российский зерновой союз (РЗС)
инициировал два обращения к президенту страны, в одном из которых
попросил сдвинуть эмбарго на экспорт зерна до 1 сентября, чтобы
поставщики смогли вывезти хотя бы те объемы, которые уже хранятся на
припортовых элеваторах. Во втором обращении, обнародованном как раз в
день видеоконференции президента и алтайского губернатора, уже от имени
алтайских мукомолов прозвучала просьба отменить эмбарго на экспорт муки:
переработчики всерьез опасаются потерять с таким трудом завоеванные
рынки ближнего зарубежья. Они прекрасно понимают, что даже если всю их
муку (а в Алтайском крае производится 12% всей муки в РФ) в этом году
выкупят – постоянные рынки сбыта будут утеряны.
Впрочем, о какой-либо реакции на просьбу РЗС со стороны правительства пока ничего не известно. Точнее известно, что реакции нет.
Что стоит за запретом на экспорт?
В 2009 году Россия экспортировала порядка 20 миллиона тонн зерна при
средней цене пшеницы на мировом рынке 240 долларов за тонну. Большой
урожай в 108 миллионов тонн стал причиной переизбытка зерна на
российском рынке (на собственные нужды России вполне достаточно 75
миллионов тонн зерна). В итоге цена на внутреннем рынке, вопреки
интервенциям значительно упала. На радость крупным зернотрейдерам: доход
экспортеров, со слов президента Российского зернового союза Аркадия
Злочевского, превысил 4 миллиарда долларов.
В январе 2010 года первый вице-премьер РФ Виктор Зубков заявил о
готовности страны экспортировать до 25 миллионов тонн. Очевидно,
предвидя такой же урожай как и в 2009 году (и, как следствие – такие же
низкие цены) – зернотрейдеры заключили определенное количество
контрактов на экспорт. Но тут случилась засуха, в которой «сгорел» почти
весь урожай центральной части России. Если учесть, что наша страна
является третьим по величине экспортером зерновых - отсутствие
российского зерна на мировом рынке привело к серьезному росту цен на
мировом рынке - 5 августа, до российского запрета на экспорт, на мировых
биржах стоимость бушели пшеницы (около 35 литров) достигла 7,78
доллара, что на 82 процента больше, чем в начале июня.
Беда в том, что в России тем временем цены на зерно кое-где выросли
не в два, а в три раза, достигнув уровня 6000 рублей за тонну пшеницы
третьего класса! Соответственно покупать этот товар в РФ, а затем
перепродавать его по уже заключенным контрактам за границу себе в убыток
зернотрейдеры не захотели. Единственное, что могло защитить их деньги –
какой-нибудь форс-мажор в виде государственного запрета на экспорт
зерна и продуктов переработки.
Идею экспортного эмбарго продвигали крупные зернотрейдеры, включая
Международную зерновую компанию - подразделение глобального трейдера
Glencore. Глава этой МЗК Юрий Огнев открыто заявлял о необходимости
государственного запрета на экспорт зерна с 1 сентября в связи с
ожидаемыми трудностями по исполнению своих контрактов. При этом, он
высказал опасения по поводу возможного введения заградительных пошлин на
экспорт, поскольку пошлины форс-мажором не являются и от исполнения
обязательств по контрактам не освобождают.
В итоге запрет на экспорт зерна и продуктов его переработки вступил в
силу уже 15 августа. «Люфта» между временем объявления о зерновом
эмбарго и вступлением его в силу хватило только тем, кто к этому был
готов: на мировом рынке цены на зерно, реагируя на меры российского
правительства, подскочили до двухлетних максимумов, а в России наоборот –
упали. Догадайтесь, кому это было выгодно в первую очередь?
Разумеется, в данном случае можно говорить о том, что интересы
крупных зернотрейдеров и экономики страны условно совпали: инфляция, по
оценкам экспертов, только из-за засухи может увеличиться на 1,5
процентного пункта, а тут еще и возможный рост цен на зерно с мукой! Но,
с другой стороны, кто исключит готовность крупных экспортеров к заранее
предусмотренным контрабандным схемам экспорта зерна? Ведь дисбаланс на
внутреннем и на внешнем рынках зерна сегодня самый благоприятный. Мало
того, цена на внутреннем рынке с началом уборочной упадет, а
предполагаемые Минсельхозом зерновые интервенции с начала августа уже
перенесены на конец октября - начало ноября. То есть на тот период,
когда уборка зерновых в стране уже закончена. Это не позволит ценам на
зерно расти в период уборочной. И не факт, что в начале ноября эти
интервенционные торги вообще состоятся.
Вывод о том, что у Минсельхоза нет внятной аграрной политики, а есть
только лоббисты в лице крупных зернотрейдеров – напрашивается сам собой.
В таких условиях обращения Российского зернового союза к президенту,
выглядят, по меньшей мере, наивно. Ведь РЗС создан под контролем
властей, а потому не может быть эффективным лоббистом.
Еще одно доказательство
Вы еще сомневаетесь в том, что в стране и регионах отсутствует
внятная последовательная аграрная политика, вместо которой во главу угла
ставятся интересы крупных зернотрейдеров? Могу привести еще один пример
из Алтайского края, половина населения которого живет и работает на
селе.
Перед сельхозсезоном-2009 тогдашний министра сельского хозяйства
страны поставил перед регионом задачу – засеять зерном все пустующие
земли. Ввести их, так сказать, в сельскохозяйственный оборот. При этом
пообещал, что цена на шеницу 3-го класса составит 6000 рублей, а
четвертого класса - 4800 рублей.
В итоге руководство края отчиталось о рекордном урожае зерновых-2009:
6 миллионов тонн в бункерном весе, в 1,5 раза больше, чем в 2008 году,
да еще и при рекордной для этой климатической зоны урожайности в 15,8
центнера с гектара. С таким цифрами регион занял четвертое место в
России, уступив только Ростовской области, Краснодарскому и
Ставропольскому краям. Именно об этом руководство Алтайского края с
гордостью заявило на всю страну, скромно умолчав о полях пшеницы,
ушедших под снег, о катастрофическом падении цен на зерно внутри
региона, о разорившихся и решившихся на самоубийство фермеров, которые
не смогли рассчитаться по кредитам.
Крестьяне, которые по призыву властей вырастили большой урожай,
естественно начали обращаться к властям за помощью. Но власть, в лице
алтайского аграрного вице-губернатора, сказала, что она тут не причем,
поскольку сельское хозяйство – это частный бизнес. Другая власть, в лице
сменившегося руководства Минсельхоза, еще более цинично заявила, что,
дескать, алтайские крестьяне сами виноваты: слишком много зерна посеяли!
Впрочем, министерство, очевидно понимая, что обмануло крестьян - все
же подкинуло с «барского плеча» 500 млн. рублей на дополнительные
интервенционные торги в Алтайском крае. Первые торги оказались
неудачными: переработчики намеренно занизили цену на зерно почти до
уровня себестоимости. Вторые, «индивидуальные для Алтайского края» торги
так же прошли неудачно: из 500 миллионов было потрачено только 72, на
которые в интервенционный фонд закупили всего 20 тысяч 250 тонн пшеницы
(из имевшихся 700 000 тонн товарного зерна). При этом цены на зерно
колебались в коридоре от 3750 рублей до 3450 рублей (без учета взносов
за участие в торгах и транспортной составляющей). А к началу лета 2010 в
ряде районов алтайского края эти цены вообще упали до уровня 2000
рублей за тонну зерна!
Ситуация с нынешней засухой выглядит, как вполне адекватный ответ на
предложение министерства сельского хозяйства к Алтайскому краю поменять
структуру земледелия. В этом году алтайские крестьяне посеяли
значительно меньше, и урожай, по прогнозам независимых экспертов, будет
поскромнее заявленных властями 4 миллионов тонн зерна. Но, по
обозначенным выше причинам, алтайские крестьяне, скорее всего не смогут
покрыть все убытки прошлого года.
Выход из такого бесправного положения крестьян существует: аграрники
должны стать такими же серьезными лоббистами на федеральном уровне, как
зернотрейдеры. Должны и могут. Сегодня «партия власти» на сельское
хозяйство тратит не более 1% от бюджета страны, хотя еще при Ельцине
КПРФ вместе с Аграрной партией России приняли закон о закупках и
поставках продукции сельского хозяйства для государственных нужд,
предполагающий объемы поддержки села - 10% от расходной части бюджета,
но этот закон не исполняется, хотя его никто и не отменял. Сегодня
единственная политическая сила в стране, отстаивающая интересы крестьян -
только КПРФ, поэтому ее следует поддержать на предстоящих выборах.
Алексей Багаряков. Депутат Государственной думы от Алтайского края (фракция КПРФ), член комитета по финансовым рынкам.