Хотя совсем недавно, после долгих мытарств, судов, обиваний порогов, засветилась надежда, как очень тонкий и призрачный лучик в конце безразмерного и такого беспросветного тоннеля, что ситуация изменится. «СП» — Юг рассказывала о том, как кубанские фермеры вышли в конце августа на свой марш, собираясь доехать до Москвы, чтобы в конце концов отстоять право работать на земле. Писали мы и о том, кто какое наказание за это получил. Кто отделался штрафом, кто отсидел десять суток на нарах. Еще один штрих к портрету нашего правосудия, ведь судили всех за одно и то же, а наказание все получили разные.
Потом на Кубани появились люди из администрации президента, а вместе с ними — ощущение движения вперед и даже решения вопросов конкретных людей. Создана специальная комиссия. В конце сентября фермеров-бунтовщиков позвали в Москву, якобы для встречи с президентом страны, но удостоили чести пообщаться только с зам министра сельского хозяйства. Которое возглавляет, как известно, бывший губернатор Кубани Александр Ткачев и который как никто другой в курсе, как у кубанских земледельцев отнимают участки. Не случайно нынешний губернатор Вениамин Кондратьев, говоря об этой проблеме, уточнил, что ей уже не один десяток лет. В очередной раз фермерам обещали помочь. С ними поговорил также глава Совета по правам человека при президенте страны Михаил Федотов.
Тем не менее у фермеров осталось чувство неудовлетворенности. Прием в министерстве напомнил встречу бывших кубанских чиновников с нынешними, которые дружно отправились в минсельхоз, видимо, чтобы не пропустить главного. И не случайно фермеров не покидало чувство тревоги. И до этой встречи, и после нее. Ведь вместе с помощью многие из бунтовщиков ощутили на себе могучий прессинг, бесчисленные проверки
И вот новая беда. О ней нам сообщил фермер Алексей Волченко.
В Тимашевском районе покончил с собой глава КФХ, у которого забрали тысячу гектаров земли. О проблеме Николая Горбаня, который принял решение уйти из жизни, знали абсолютно все. Повторюсь, на Кубани прошло бесчисленное число встреч, заседаний, совещаний, которые были посвящены именно тем проблемам, которые так мучили Горбаня…
Что самое жуткое во всей этой истории. Всем на Кубани, даже людям далеким от аграрного производства, известна технология этих бесстыдных рейдерских захватов. Она отработана с такой точностью, что, казалось бы, давно должна была служить красной тряпкой для всех представителей власти и правоохранительных органов.
Выглядит это так. Рейдеры выступают с заявлением, что якобы на собрании пайщиков, которое проходило в начале 90-х присутствовали не все заинтересованные лица, а значит, участки земли распределены несправедливо. Суд тут же, как по мановению палочки, определяет собрание 15—20 летней давности незаконным, а дальше начинается реальный отъем земли. Еще в запасе у таких дельцов имеется целый арсенал мертвых душ, отошедших в мир иной колхозников, за чьи интересы так пекутся захватчики участков.
По такой схеме или по похожей, отнималась земля у фермера Николая Горбаня, уже неважно. Ни землю, ни самого фермера уже не вернуть. О всех своих проблемах он написал в предсмертной записке, там же назвал имена тех, кого он винит в своей смерти.
Впрочем, эти имена и без этой записки известны, опять же, всем властям и судам Кубани. По словам фермера Алексея Волченко, земельные наделы, которые приобретал Горбань у пайщиков, якобы перекупил с помощью отработанного хода «незаконных собраний» известный бизнесмен Олег Макаревич. Незаконность его действий даже при более серьезных делах, кубанское правосудие просто не в состоянии доказать уже много лет, имея при этом на руках все доказательства.
Понятно, что при такой ситуации, при мощных земельных баронах с неуемными аппетитами, не одного фермера Горбаня охватывало полное состояние безнадеги. Но местные власти просто закрывают на это глаза. Обещания разобраться с проблемой остаются просто обещаниями. А если было бы иначе, случались бы такие трагедии?
Такое впечатление, что крепостное право на Кубани так и не отменили. Здесь любой, имея чуть более высокое положение и чуть больше денег, может поступить с тобой как заблагорассудится. Вспоминается пример фермера Юрия Марченко. У которого не сразу забрали земельный участок, но зато прибыли на комбайнах и убрали его урожай. Попросту говоря, украли. И ничего, тишина…
Сейчас в местной прессе пошла новая волна, когда самих фермеров начинают обвинять в том, что они рейдеры. И доказать обратное получается в нынешней ситуации чаще всего очень сложно.
Вспоминается, как представители Народного фронта решили поинтересоваться у фермераНиколая Маслова, правда ли, что он заявлял о желании поджечь себя, мол звучали от него такие угрозы. И тогда Маслов буквально закричал, что это не просто угрозы, а крик его души.
Люди, попадая в безвыходные ситуации оказываются загнанными в угол. По словам Волченко, тот же Горбань, имея немало земли набрал кредитов, чтобы развивать свое хозяйство. Землю отобрали. Итог этой истории мы знаем…
— Итак каждый из нас, сегодня у тебя есть работа, есть земля, а завтра ты можешь проснуться и оказаться без ничего, — говорит Волченко.
И самое жуткое, что так и происходит на самом деле. Люди беззащитны. Тем более, когда власти уверены, что ничего страшного в этом нет. Вот что заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев журналистам в воскресенье в Аносино, где проходило совещание с депутатами Госдумы, на просьбу прокомментировать тракторные марши на Кубани:
— Беспредела нет, поверьте, все остальное — от лукавого. Я лично вижу больше этого. Тема обострилась под выборы. 80% тех, кто стоит за этими лицами — те, кто под шумок хотят любой ценой, им интересно больше земли без прав, без судов, вопреки всему, просто взять и присвоить. Ткачев не уточнил кто эти люди, кто хочет «под шумок» и почему от этого страдают простые фермеры. Причем, уже не один десяток лет. Интересно, а трагедия в Кущевке была тоже устроена «под шумок» перед выборами? Или ее тоже Ткачев не считает беспределом? А ведь самоубийство фермера и кущевская трагедия — вещи одного порядка…
«СП» — Юг продолжает следить за развитием событий.