Фамилии Кондратенко и Кондратьев созвучны. Желая польстить новому губернатору, прилипалы разного рода величают его принародно батькой , Кондратом . Есть ли что-то общее, кроме проживания в Динском районе, у этих двух разновеликих политических фигур? Чего ждать кубанцам от прихода к власти Вениамина Кондратьева?
После пятнадцатилетнего безраздельного правления Александра Ткачева вступил в должность избранный губернатор. В сознании населения Кубани Вениамин Кондратьев воспринимается как своего рода прорыв , начало новой эпохи в истории нашего края. Но может ли вообще сейчас кардинально что-то измениться в России и на Кубани, и главное, действительно ли хочет перемен новый глава?
Надо отдать новому главе региона должное он понимает, чего от него ждет население. Это особенно наглядно Кондратьев продемонстрировал в период предвыборной кампании. Поснимал с должностей особо одиозных чиновников краевой администрации, казавшихся вечными глав районов и городов, жестко раскритиковал прежние порядки и заверил избирателей, что уж при нем все будет строго по закону . Судя по результатам выборов, кубанский народ в него поверил. А элита Кубани, напротив, остается в напряжении. Ждет, как проявит себя Кондратьев в реальной жизни, ведь предвыборная гонка сродни токованию глухарей. В ней побеждает тот, кто заливистее свистит да хвост сильнее распушивает. Победить с помощью административного ресурса и стандартных политтехнологий несложно. Ткачев тоже по несколько раз год менял глав, перетряхивал не единожды свою команду и структуру администрации, имитируя обновление курса.
В конце октября губернатор Кондратьев пообещал обнародовать новый состав администрации края. По поводу того, кого из команды Александра Ткачева он оставит, ходит сегодня в крае много разных разговоров. Нет смысла их пересказывать. Гораздо важнее понять, в состоянии ли новый губернатор выполнить свои предвыборные обещания?
Кондратьев человек из команды Ткачева. Я 20 лет просидел в тиши кабинета в краевой администрации , подчеркивал Вениамин Иванович в своих предвыборных выступлениях. Александр Ткачев был губернатором с ярко выраженным авторитарным стилем правления. В команде Ткачева не было места для дискуссий. Как выразился вначале своего правления Александр Николаевич: На Кубани будет только один политик я, остальные хозяйственники . В унисон ему вице-губернатор Золина не раз подчеркивала: Нам не нужны флаги, нам нужны древки . От древков требовалась личная преданность Ткачеву, готовность, не рассуждая, выполнить любое поручение руководства. И вот в этой среде студент Вениамин Кондратьев сформировался как юрист-профессионал, впитывая стиль правления краем политика Ткачева.
Московский период в его профессиональной деятельности незначительный по времени период. Да это и другой опыт царедворства. И когда Кондратьев говорит избирателям, что он такой же, как и все , это чистой воды популизм, простительный для избирательной кампании. Не в тени кабинетов он действовал, а в тени Ткачева. Судя по послужному списку, надо полагать, действовал эффективно. Да не покажется эта правда обидной для тех, кто еще вчера, захлебываясь от восторга, причислял себя к команде прежнего губернатора, а сегодня публично хает нравы прежнего хозяина. Но ведь договорились же, что теперь все будет на Кубани по-честному!
С другой стороны, желание изменить жизнь не такая уж редкость. Вполне возможно, что чиновника краевой администрации Вениамина Кондратьева тогда уже многое не устраивало. И вот теперь у Вениамина Ивановича появилась возможность мести по-новому. Но хватит ли на это характера, масштаба личности? Тут надобно уметь плыть против течения, ломать правила игры, выстроенные при Ткачеве. Захотят ли политические, экономические элиты края жить по-честному, или этот призыв адресован только народу?
Пока что бесспорно сильной стороной Вениамина Кондратьева является то, что он отлично знает команду прежнего губернатора, способен разобраться во взаимосвязи людей и событий на Красной, 35. Слабая же его сторона, как ни парадоксально, в этом же. Ведь и его самого знают неплохо те самые люди, с которыми он работал многие годы бок о бок и с которыми он же выстраивал вертикаль власти , доставшуюся ему в наследство.
Проанонсированная новая структура администрации края, с новыми людьми , вряд ли будет такой уж новой. Напрашивается вопрос, из кого Кондратьев будет ее набирать? Самый ожидаемый вариант новыми людьми в администрации станут люди, давно состоящие в этой вертикали, только на втором, третьем эшелонах власти. Наиболее наглядный пример нынешний вице-губернатор, курирующий социальную сферу, Анна Минькова. В своем недавнем интервью порталу Югополис среди прочего она подтверждала, что ей не нужно много лестных слов в адрес ее самой и губернатора , что от чрезмерных знаков внимания ей было не по себе. И все бы хорошо. Но разве не Анна Минькова на посту гендиректора ГТРК вместе с руководителями других краевых СМИ взращивала тот самый культ личности , когда утюг нельзя было включить , чтобы не услышать об Александре Николаевиче? А теперь, оказывается, это делалось через силу, скрепя сердце? Известно немало и других чиновников из области культуры, СМИ, других сфер краевой жизни, кто ныне осанну поет Вениамину Ивановичу, не забывая при этом подпустить шпильку в адрес проклятого прошлого . Про то, где же вы были раньше, спрашивать не будем, и так все понятно. Зададимся другим вопросом, насколько реально с подобными кадрами что-то радикально изменить в сложившейся системе, и захочет ли Кондратьев менять удобную для власти систему?
А пока с экранов телевизора, в печатных СМИ мы видим тоже славословие в адрес Кондратьева, которое ставят нынче в вину Ткачеву. Хотя для того чтобы ее изменить, эту порочную практику, ничего кроме политической воли не требуется.
Конечно, можно пойти и по иному пути формирования команды кликнуть варягов , никак не связанных с местными элитами. Но на весь край варягов не напасешься, да и местные элиты Кондратьеву этого не простят. К тому же у нас уже были варяги , например, бывший вице-губернатор Вадим Лукоянов, который находится в настоящее время под следствием. Кондратьев говорит, что опираться намерен только на людей глубоко порядочных, преданных родному краю. Кстати, Вениамин Кондратьев является первым постсоветским руководителем Краснодарского края, не являющимся уроженцем Кубани, хотя и вырос здесь, получил образование, сделал карьеру. Не отсюда ли его многочисленные панегирики кубанскому казачеству, превосходящие аналогичные спичи Александра Ткачева?
Еще одно качество отличает Кондратьева от всех постсоветских руководителей Кубани. По образованию он гуманитарий, юрист и филолог. Не аграрий, как Кондратенко или Егоров, не технарь , как Ткачев или Дьяконов. Окажет ли этот факт какое-то влияние на правление Кондратьева, сказать пока сложно, однако складывается впечатление, что прежний стиль руководства края политического менеджмента меняется, если можно так выразиться, на романтический . Не отсюда ли все эти пафосные заявления о том, что новый губернатор будет прислушиваться прежде всего к людям, обращения от сердца к сердцу? Впрочем, у агронома Николая Кондратенко это все равно получалось куда лучше…
Я не случайно вспомнил Николая Кондратенко. Ведь именно с ним пытаются поставить сегодня на одну ступеньку Вениамина Кондратьева, величая его батькой .
Батькой правителя может назвать только народ. Кондратьеву предстоит для начала отработать аванс, полученный в ходе выборов. Обещано было много. А оправдать доверие в нынешней экономической и политической ситуации в крае и стране все равно, что слону сквозь игольное ушко пролезть. Тут хотя бы часть из того, что наобещано Вениамином Ивановичем сделать, и неизбалованный вниманием наш народ поверит в искренность сказанного на выборах, потерпит, подождет до лучших времен.
Уж коль скоро новый губернатор позиционирует себя выразителем интересов простого народа, таким же, как все , то логично было бы налаживать взаимодействие с активными гражданами, а не с бутафорскими и спойлерскими общественными организациями, паразитировавшими в орбите прежней власти, в том числе и с оппозиционными, не симпатичными власти силами. То есть опираться в своей работе, прежде всего, на гражданское общество. Пойдет ли на это Кондратьев, сможет ли изменить свое эго?