Спустя 5 месяцев после воссоединения Крыма с Россией пока остаётся не решённым целый ряд проблем полуострова. Причины разные: экономические, правовые, управленческие…
Прежде всего, вызывает обеспокоенность проблема прочных связей с Большой землёй. Безусловно, мост или тоннель через Керченский пролив в значительной степени снимет её остроту, но тот или другой вариант (определённое решение будет принято в ближайшее время) воплотится в жизнь не ранее 2018 года. Однако даже этот «коридор», запланированный, кстати, ещё в конце 1940-х годов, но так и не реализованный из-за обструкционистской политики украинских властей в последующие годы, не решит все транспортные проблемы региона.
Ибо нагрузка на «коридор» увеличится в несколько раз ввиду быстрого роста перевозок между Крымом и соседними районами Российской Федерации. Не исключено, что эти перевозки сконцентрируются в «бутылочном горлышке» Крыма — на географически узком Керченском полуострове. А единственная железная дорога от Керчи во «внутренний» Крым уже с трудом справляется с грузо- и пассажиропотоками.
Многие российские (и крымские в том числе) эксперты предлагают создать прямую железнодорожную артерию Симферополь—Керчь. Это решение назрело. Сегодня необходимые для экономики перевозки осуществляются излишне дальним путём — через северокрымский Джанкой. Из-за чего расстояние между западным и восточным Крымом удлиняется более чем на 150 км.
Кстати, проект прямой линии Симферополь—Керчь тоже был разработан на рубеже 1940—1950-х годов. Он также был нацелен на активное развитие связей Крыма с соседними регионами России. Но власти Украинской ССР, а затем и «нэзалэжной» Украины под всяческими предлогами отвергали эту оптимальную идею — сократить железнодорожное расстояние между Керчью и другими районами полуострова.
Однако в федеральную целевую программу по развитию Крыма до 2020 года пока не включено создание прямой железной дороги Симферополь—Керчь. Этот проект может попасть в перечень приоритетных для Крыма, но на период до 2030 года. Словом, вполне может сложиться ситуация, когда Керченский порт, а также мост (или тоннель) через пролив ввиду низкой пропускной способности окажутся «блокированными» в данном регионе. По крайней мере, это может иметь место до того, как будет построена прямая стальная магистраль Симферополь—Керчь. А её строительство откладывается.
Для развития связей Крыма с Большой землёй требуется развитие железнодорожной и портовой сети в соседнем с полуостровом Приазовском районе Краснодарского края. Выдвигаются предложения по развитию портов и железных дорог на Таманском полуострове; в близлежащих районах — Ачуево, Приморско-Ахтарск, Ейск (Краснодарское Приазовье). Между этими портами и теми, которые расположены в Крымском Приазовье, целесообразно наладить паромное сообщение.
Такие проекты были разработаны ещё в 1960—1970-е годы, рассказывает руководитель Ейского порта Андрей Панычев. Но опять-таки активное развитие связей Крыма с РСФСР украинскими властями не предусматривалось. Да и сами крымские порты, по мнению нашего собеседника, давно нуждаются в реконструкции. Это поможет разгрузить перегруженные порты в Новороссийске и соседних приазовских регионах.
Реализация упомянутых проектов может, как минимум, на треть увеличить валовой внутренний продукт Крыма и более чем вдвое нарастить объёмы перевозок между полуостровом и Большой землёй.
СХОЖИЕ ПРОБЛЕМЫ и в других отраслях. К настоящему времени подготовлено примерно 50 социально-экономических проектов развития региона. Их реализация будет проходить в рамках государственно-частного партнёрства. Справится ли бизнес с той частью нагрузки, которая будет ему предназначена?
Между тем работа предстоит огромная. Если вышеупомянутые проекты будут реализованы, то это позволит создать не менее 50 тысяч новых рабочих мест и увеличить совокупный объём промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе как минимум в полтора раза. Но сколько этих проектов будет осуществлено в ближайшие годы, пока неясно.
Между тем нелишне отметить значимость таких из них, как внедрение новых систем водоснабжения; восстановление заброшенных сельхозземель (доля которых в сельскохозяйственных угодьях Крыма составляет около трети); освоение запасов лечебных грязей, пресной воды, минеральных вод и соляных ресурсов на Сиваше и в Керченском районе; производство аквакультуры, эфирных масел, топлива из отходов растениеводства и лесного хозяйства; реконструкция пассажирского причала в порту Евпатории; открытие новых лечебно-курортных центров в Евпатории и Ялте.
Но востребованы не только курортные и инфраструктурные проекты, которые помогут улучшить здоровье россиян, всех отдыхающих. Требуют своего освоения и промышленные ресурсы. К сожалению, пока нет определённости с тем, будет ли восстановлена работа крупного Камыш-Бурунского металлургического комбината (вблизи Керчи). Он долгое время, вплоть до искусственного банкротства в начале 2000-х, функционировал в связке с мариупольской «Азов-сталью». Предприятие в Камыш-Буруне использовало близлежащие запасы сырья в Керченском районе.
Они и сегодня достаточны для стабильной работы этого предприятия. Во всяком случае, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской недавно поручил «учесть в программе по геологоразведке на 2014 год изучение железных руд и других полезных ископаемых в Крыму». По оценке министра, содержание железа в керченских рудах «в целом невысокое, но их неглубокое залегание позволяет осуществлять добычу открытым (карьерным) способом». Значит, себестоимость добычи и переработки этого сырья по-прежнему низкая. К тому же, как отметил министр, в составе этих руд — «до двух процентов марганца, что компенсирует недостаток содержания железа в тех рудах».
Сдерживают социально-экономическое развитие региона и факторы юридического характера: пока медленно идёт перерегистрация крымских предприятий, переход их под юрисдикцию РФ. Около 20 процентов этих предприятий ещё не являются полностью частью российского правового поля, что не позволяет им работать в полную силу, а в ряде случаев — и работать вообще.
Всё это говорит о том, что федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» наверняка потребует серьёзной доработки с привлечением широкого круга специалистов и экспертов к обсуждению её общественностью полуострова. Необходимы взвешенные аргументы в пользу того, что предпринимаемых усилий и выделяемых средств пока недостаточно для комплексного социально-экономического развития региона. Для такого развития из федерального бюджета выделяется чуть более 658 миллиардов рублей, что недостаточно. Неиспользованные резервы и проекты, в которые надо будет вдохнуть жизнь, потребуют новых затрат.
По страницам газеты «Правда», Артём Леонов |