25 мая начал работу XIV
Всемирный Русский Народный Собор на тему «Национальное образование:
формирование целостной личности и ответственного общества». На открытии
Собора выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
«Уважаемые соотечественники! У нас с вами есть
удивительный Храм по имени Россия. В нашей стране нравственные ценности
всегда ставились выше меркантильных потребностей. Сегодня под
величественными сводами Храма Христа Спасителя мы рассматриваем тему,
связанную с образованием и воспитанием.
Я хотел бы выступить перед вами не как депутат или
руководитель партии, а, прежде всего, как учитель, который в 17 лет
после окончания школы пошел работать учителем. Я из семьи, в которой 10
человек 300 лет преподавали в школах и вузах практически все основные
предметы, кроме иностранного языка.
В этом году мы отмечаем 65-ю годовщину Великой
Победы. Когда гитлеровских преступников допрашивали в Нюрнберге, один
из них сказал: «Мы, прежде всего, проиграли войну вашему учителю,
который сумел за 10 лет подготовить целую плеяду грамотных, храбрых,
выдающихся солдат и офицеров. А еще мы проиграли, потому что плохо
читали русские сказки, в которых вы даже на краю пропасти и своей
гибели сражаетесь удивительно отчаянно и храбро».
Я хочу вам всем напомнить, что мы в свое время
проиграли Русско-японскую войну, прежде всего, потому что 8 из 10 наших
солдат были неграмотные. И когда перед Первой мировой войной
рассматривалось предложение ввести в нашей стране всеобщее начальное
образование, то царское правительство с этим не согласилось. Это
решение было принято в 1916 году, когда война была практически
проиграна, и Российская империя оказалась на грани распада.
Я вчера вернулся с Всемирной выставки в Шанхае, где
были представлены все выдающиеся мировые достижения в области духа,
науки и образования. И хочу напомнить, что мы в свое время в Брюсселе в
1958 году потрясли весь мир уже тем, что смогли к этому времени
восстановить порушенное войной хозяйство. Все были восхищены первыми
двумя советскими спутниками Земли, все с восторгом смотрели на наш
автомобиль «Волга», который получил золотой приз, на первый в мире
самоходный комбайн. Это свидетельствовало о наших грандиозных
достижениях.
Вместе с тем сегодня практически все страны сознают,
что в 21 веке есть будущее только у тех, кто вложит главные средства в
образование и науку.
После того, как зазвучал над планетой наш первый
спутник, американцы прислали в СССР комиссию, почти 200 человек, и
долго-долго изучали, в чем секрет советского чуда. Я смотрел доклад в
2000 страниц, где есть целая глава, которая так и называлась «Что знает
Иван, и что не знает Джонни». Они сделали главный вывод о том, что мы
выиграли это соперничество, прежде всего, на школьной парте и
студенческой скамье. После этого они в десять раз больше вложили
дополнительных средств в образование, а сегодня в 30 раз превосходят
нас по этому показателю.
В этом угоду американцы вложат в
научно-конструкторские разработки 400 млрд. долларов, объединенная
Европа – 270 млрд., Китай и Япония – по 140 млрд. А у нас вложения в
культуру – меньше 1 процента, наука и образование – тоже на
полуголодном пайке. Какие бы задачи сегодня не ставились, если
государственная власть таким же образом будет относиться к трем главным
сферам, нам никогда не видать успехов в 21 веке.
И это вопрос не частный, это вопрос национальной
безопасности. Если мы в ближайшие пять лет не изменим эту ситуацию, нам
не на кого будет сетовать.
У нас сегодня в России работают 25 тыс. докторов
наук, а в США работают 17 тыс. докторов наук, выходцев из советской
страны. Поэтому мы и здесь должны изменить ситуацию, прежде всего, в
пользу образования и науки.
Выскажусь о едином государственном экзамене и
недавно принятом законе об автономных учреждениях. Если эти проекты
будут реализованы, не станет нашей классической русской школы и не
станет образцового советского образования, а, значит, и будущего у
нашей страны.
Мы с самого начала возражали против введения ЕГЭ.
Только вдумайтесь, на первом месте по результатам ЕГЭ Якутия, на втором
месте – Чукотка, Москва даже не попала в десятку, а Санкт-Петербург - и
в тридцатку. В МГУ на мехмате из 100 студентов, которые писали
контрольную по математике за среднюю школу, 60 написали на двойки. Из
220 студентов журфака в МГУ сделали в диктанте более 8 ошибок на каждом
листе 82 процента. В академии экономики и финансов, которая подчиняется
правительству, провалили экзамен за среднюю школу 70 человек из 100.
Если эта серость завтра придет к власти и будет руководить, вы
представляете себе, что ждет великую Россию, о которой мы все вместе
переживаем?
Что касается закона об автономных учреждениях:
название хитрое, а суть предельно простая. Приватизация, проведенная по
определенным схемам, уничтожила 70 тыс. производств, приватизация земли
по тем же схемам привела к запустению 41 млн. га, которые зарастают
бурьяном и чертополохом. Приватизация автономных учреждений приведет к
абсолютно полному разрушению духовно-культурных основ, на которых
зиждились русская нация и русский дух, наша дружба народов 1000 лет.
Еще недавно мы давали каждое третье изобретение в мире, а сегодня мы
занимаем 71-е место по человеческому потенциалу, хотя еще недавно по
всем главным показателям входили в пятерку наиболее развитых,
образованных, и духовно-грамотных государств. Мы подготовили
специальную программу на эту тему и надеемся, что участники Собора с
ней ознакомятся. Я хотел бы пожелать вам всем успехов, и поблагодарить
еще раз за то, что эта исключительно важная тема сегодня обсуждается в
этом величественном Храме».
К этому добавим, что яркая речь Г.А. Зюганова вызвала большой интерес аудитории и неоднократно прерывалась аплодисментами.
Фотографии увеличатся при нажатии на них