Перед сентябрьской встречей руководителей парламентских
политических партий с Президентом РФ Дмитрием Медведевым члены Комитета
по образованию Государственной Думы от КПРФ Иван Мельников и Олег
Смолин подробно доложили ситуацию с российским учительством Председателю
ЦК КПРФ, руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадию
Зюганову. На основании всестороннего анализа этой информации лидер КПРФ
подготовил на имя Президента России специальное письмо, которое передал
Дмитрию Медведеву на состоявшейся в сентябре встрече.
В день профессионального праздника всех учителей – День Учителя - мы знакомим с его содержанием.
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Когда 2010-й год был объявлен Вами Годом учителя, фракция КПРФ
приветствовала это решение. Однако реальные действия Правительства
Российской Федерации, а в особенности Министерства образования и науки
РФ и Министерства финансов РФ, привели к дискредитации этой идеи.
1. В федеральном бюджете на 2010 год в очередной раз не
предусмотрены целевые средства на повышение заработной платы
интеллигенции вообще и работников образования в частности. В сочетании с
дотационностью большинства регионов, переходом на подушевое
финансирование учебных заведений и так называемые новые системы оплаты
труда это даёт следующие негативные результаты:
- крайние диспропорции в оплате педагогического труда. Зарплата
учителей колеблется от более чем 35 тысяч рублей в Москве до 5-7 тысяч
во многих субъектах РФ. На наш взгляд, это нарушает статью 114
Конституции Российской Федерации, которая прямо обязывает Правительство
обеспечивать «проведение в Российской Федерации единой государственной
политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения, экологии». Право человека на образование,
которое во многом определяется статусом педагога и оплатой его труда, не
может и не должно зависеть от того, в бедном или богатом регионе страны
ему довелось родиться;
- в большинстве регионов отставание роста номинальной заработной
платы от роста цен на товары первой необходимости. По данным Росстата, в
первом квартале 2010 года средняя зарплата в образовании по отношению к
средней зарплате в производственных отраслях составляла 64%. Для
сравнения: в США средняя зарплата в сфере образования составляет 129% от
её среднего уровня по стране;
- во многих регионах – снижение номинальной заработной платы, что
отмечено в Постановлении V Пленума ЦК профсоюза работников народного
образования и науки. Заявления Министра образования и науки РФ, а также
многих региональных руководителей о росте заработной платы в образовании
вызывают крайнее удивление у педагогов большинства регионов страны
(копии расчётов заработной платы работников Красноярского детского сада
Любинского МО Омской области, полученные в письме на имя депутата ГД
О. Смолина, прилагаются. Из них следует, что эта заработная плата без
налогов составляет от 3800 до 5500 рублей);
- фактическая ликвидация установленной национальным проектом
«Образование» выплаты за классное руководство под предлогом её учёта в
размере заработной платы, рассчитанном по «новой» системе;
- резкое сокращение стимулирующей части фонда заработной платы.
Вместо обещанного стимулирования квалифицированного труда это приводит к
«уравниловке» в зарплате педагогов и вспомогательного персонала.
Получая практически одинаковую заработную плату с техническими
работниками, учителя и воспитатели детских садов задают вопрос: стоило
ли так долго учиться?;
- значительный, а нередко – кратный рост уровня зарплаты
руководителей и, соответственно, усиление их зависимости от органов
управления образованием;
- радикальное усиление зависимости уровня оплаты труда конкретного
педагога от личной воли руководителя учреждения и, тем самым,
свёртывание самоуправления и нарастание бюрократизации. Поскольку же
абсолютное большинство руководителей либо стали членами правящей партии,
либо находятся под её воздействием, система образования превращается в
«приводной ремень» партийной политики и используется в политических
целях;
- в итоге – дальнейшее снижение качества образования и рост социальной напряжённости в образовательном сообществе.
2. В Государственной Думе рассматривается законопроект группы
депутатов, предусматривающий сокращение действующей системы коммунальных
льгот (льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) для сельских
педагогов и передачу ответственности за финансирование этих льгот в
регионы. Законопроект вызвал поток писем протеста педагогов, профсоюзов и
иных общественных объединений. Напомню: коммунальные льготы для
сельских педагогов существовали в досоветский и советский периоды. Их
сокращение понизило бы и без того нищенские доходы педагогических
работников на селе.
3. В федеральном бюджете на 2010 год средства, выделенные для
поддержки лучших учителей России, в Год учителя сокращены в пять раз.
4. Крайнюю тревогу в стране вызвал Федеральный закон от 8 мая
2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений». Согласно опросу
Левада-центра, большинство населения России (54%) полагают, что с
принятием закона качество бесплатного образования, медицины и культуры
ухудшится. Противоположного мнения придерживаются лишь 7%.
5. Бурю возмущения в образовательном сообществе вызвало
предложение Министра образования и науки А. Фурсенко уволить в
Российской Федерации около 200 тысяч учителей, сделанное в Год учителя и
в канун Дня учителя (газета «Ведомости» от 7 сентября 2010 г.). Едва ли
не самый популярный вопрос, который обсуждается в Интернете и в
письмах, приходящих во фракцию, звучит так: если министру не нужны
«лишние» учителя, то нужен ли учителям такой министр?
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в целях разрешения нарастающих проблем российского учительства убедительно прошу Вас:
1. Дать следующие поручения Правительству Российской Федерации:
- установить минимальный федеральный норматив финансирования
образовательных учреждений различных типов и видов в расчёте на одного
обучающегося. При этом регионам должно быть предоставлено право повышать
данный норматив без финансовых санкций со стороны федерального центра,
но запрещено его понижать;
- утвердить на федеральном уровне базовые оклады педагогическим работникам, также не подлежащие снижению;
- предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете на
2011 год для тех регионов, финансовая база которых не позволяет
установить федеральные нормативы финансирования образования и базовые
оклады педагогических работников;
- в связи с ростом цен на товары первой необходимости, а также
наличием дополнительных доходов бюджета, проиндексировать с 1 октября
2010 года заработную плату педагогических работников на 25% из
федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50.
2. Рассмотреть вопрос о служебном соответствии Министра образования и науки А. Фурсенко занимаемой должности.
Руководитель фракции Г.А. Зюганов