Демотиваторы, как пожар, распространяются по российскому
интернету. Общее число этих "картинок с подписями" на сайте
demotivators.ru, куда может зайти любой пользователь Сети и создать
собственный шедевр, давно перевалило за миллион.
Можно сказать, что на наших глазах рождается — а вернее,
уже родился — новый жанр современного русского фольклора. Потому что
создают его, конечно, совершенно конкретные люди, однако они, по
условиям жанра, остаются анонимными, как и полагается в любом народном
творчестве. Потому что подписи под "картинками" делаются на русском
языке и уже по этому факту относятся именно к русской культуре — даже в
случае перевода зарубежного "оригинала" на русский язык (такие варианты
тоже встречаются, хотя и нечасто).
Если рассматривать демотиваторы как жанр фольклора, а еще
точнее — интернет-фольклора, то необходимо отметить прежде всего
следующие особенности.
Первая и, наверное, самая главная из них — обязательное
сочетание графической и лексической информации, что в каком-то смысле
делает их ближайшими родственниками — не удивляйтесь! — православной
иконы, где изображение всегда сопровождается поясняющей надписью. Только
если на иконах обе составляющих, как правило, относятся к категории
возвышенного, то в демотиваторах безусловно преобладает комическое. Цель
демотиватора — вызвать если не смех, то улыбку. Нередко и этот смех, и
эта улыбка оказываются весьма горькими.
Но таковы законы жанра — демотиваторы строятся на
парадоксе, на контрапункте между изображенным и написанным. Этот
контрапункт может достигаться самыми разными способами:
противопоставлением части и целого (см. представленный ниже образец с
надписью "Суть истинного демотиватора в мелких деталях", где на
фотографии улыбающегося туриста, забравшегося высоко-высоко, проставлена
дата 11 сентября 2001 года и виден подлетающий самолет); метафорическим
переносом значений (см. образец с "расхожей" обыденной фразой "Главное —
не стесняться своих комплексов", где в качестве "комплекса" выступает
вполне конкретный образец военной техники) и так далее — используется
полный спектр художественных приёмов, характерных для изобразительного и
словесного искусства, вплоть до символов (изображение "Летучего
голландца" с надписью "Иногда корабль перестаёт тонуть, как только его
покидают крысы", где невольно представляешь себе трагическую будущую
Россию в роли всемирного "Летучего голландца").
Как следует из официальной истории жанра, вначале он
представлял собой реакцию на корпоративные и государственные
"мотиваторы" — проще говоря, "наглядную агитацию", призывающую строить
лучшую и более правильную жизнь (что бы под этим ни подразумевалось).
Разумеется, реакция эта вначале была сугубо пародийной и отрицающей
официальный оптимизм — первоначально демотиваторы должны были
(предположительно) вызывать настроения грусти, уныния и отчаяния. Однако
очень быстро выяснилось, что при их созерцании у большинства людей
возникает специфическое состояние, именуемое, как правило, когнитивным
диссонансом и представляющее собой столкновение взаимоотрицающих
смыслов. По всем законам эстетики, выходом из такого "конфликта смыслов"
может быть отрицание либо одного из них и принятие другого, либо
отрицание и того, и другого с выходом на новый уровень понимания
ситуации.
Например, представленный ниже демотиватор "Нефтяники едут
домой" именует погибших в Ираке американских солдат (конечно, реальная
трагедия для них самих и их близких) не солдатами, а нефтяниками,
раскрывая тем самым истинные причины и мотивы вторжения США в эту
арабскую страну, богатую "черным золотом".
То, что демотиваторы превратились в отдельный и
самостоятельный жанр фольклора, лишний раз подчеркивает тот факт, что
некоторые из них начинают выполнять и функции мотиваторов — например,
демотиватор "Всё правильно сделал", фактически пропагандирующий
повышение рождаемости (весьма актуальную проблему для современной
России)...
Разумеется, в объёме газетной полосы можно представить лишь какую-то часть необходимой информации. Поэтому "верьте нам".
Это демотиваторы. А чего добились вы?
|