Данное компромиссное соглашение
отчасти отвечает давним требованиям Грузии о контроле над перемещением
товаров между Российской Федерацией и двумя самопровозглашенными
регионами. Известно, что они вышли из-под контроля Тбилиси в начале
1990-х годов. Россия официально признала Абхазию и Южную Осетию в
качестве независимых государств после катастрофической попытки Грузии в
августе 2008 года военной силой вернуть Южную Осетию под свой контроль.
Соглашение, достигнутое при посредничестве Швейцарии, предусматривает
размещение по обе стороны «торговых коридоров» в Абхазии и Южной Осетии,
а также на пограничном переходе Верхний Ларс между Российской
Федерацией и Грузией международных наблюдателей из частной компании.
(Тбилиси настаивал на развертывании грузинских таможенных постов на этих
пограничных пропускных пунктах.) Международные наблюдатели будут
докладывать о результатах своей работы «третьей стороне» -
предположительно, Швейцарии, которая затем будет передавать информацию
Москве и Тбилиси.
Торг с позиции силы
Грузия вступила в ВТО в 2000 году,
получив тем самым право налагать вето на заявки других стран о
вступлении, включая Россию. Как минимум с 2004 года Грузия использует
это право в качестве рычага давления в своем длительном противостоянии с
Москвой.
В 2004 году
Грузия обусловила свое согласие на членство России в ВТО размещением
грузинских таможенников на пограничных переходах между Российской
Федерацией и республиками Абхазия и Южная Осетия с целью проверки
товаров, пересекающих границу, а также отменой российского запрета на
импорт грузинских вин и минеральной воды. В июле 2007 года Грузия
отказалась от последнего условия.
В начале 2008 года грузинский
президент Михаил Саакашвили заявил о достижении предварительной
договоренности с Москвой по вопросу обустройства пограничных пропускных
пунктов и таможенных постов, в том числе, на границах России с Абхазией
и Южной Осетией. Однако российское Министерство иностранных дел
незамедлительно опровергло данное заявление. Спустя два месяца Тбилиси
приостановил переговоры с Россией в ответ на указание тогдашнего
президента Владимира Путина официально оформить отношения с руководством
двух отколовшихся от Грузии регионов. После августовской войны 2008
года весь переговорный процесс полностью заморозили, а Москва признала
Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств. Официальные
переговоры были возобновлены лишь в марте 2011 года.
«Подрыв суверенитета»
Компромиссное
предложение Швейцарии, соглашение по которому должно быть подписано в
Женеве 9 ноября, не предусматривает размещение наблюдателей ни на
территории Абхазии, ни на территории Южной Осетии. Еще до обнародования
деталей компромиссного соглашения министр иностранных дел Абхазии
Вячеслав Чирикба заявил российскому информационному агентству Regnum,
что «Абхазия не потерпит никаких наблюдателей на своей территории,
поскольку это будет нарушением суверенитета нашей страны». Президент
Южной Осетии Эдуард Кокойты также сказал, что его страна никогда не
позволит иностранным наблюдателям размещаться на своих границах.
Югоосетинское Министерство иностранных дел, со своей стороны,
подтвердило, что республика, будучи суверенным государством, в своих
торговых отношениях с Россией исходит из норм международного права, и
поэтому считает размещение международных и любых других наблюдателей
ненужным и недопустимым.
Но самая громогласная на сегодняшний
день реакция последовала со стороны двух абхазских оппозиционных партий.
Форум народного единства Абхазии во главе с проигравшим президентские
выборы Раулем Хаджимбой 7 ноября опубликовал заявление, в котором
говорится, что российско-грузинское соглашение является «попыткой
подорвать независимость и суверенитет Абхазии» и «представляет угрозу
национальной безопасности абхазского государства». Далее в заявлении
говорится, что это нанесет серьезный ущерб российско-абхазским
отношениям.
Союз ветеранов войны «Аруаа» также
выразил озабоченность, отметив, что «под предлогом осуществления
международного мониторинга Грузия пытается установить контроль над
государственными границами Абхазии и Южной Осетии» в качестве первого
шага на пути свертывания независимости Абхазии.
Обе
организации призвали новое руководство республики во главе с
президентом Александром Анквабом «принять соответствующие меры» по
защите абхазского суверенитета. Но как бы громко ни кричала «караул»
оппозиция, у властей обеих республик нет выбора, и они будут вынуждены
согласиться на «российский удар в спину», ибо такова цена за продолжение
финансовой поддержки и военную защиту.