18 мая на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат Ю.В. Афонин.
-
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты, ровно 90 лет назад в
Советской России было создано, до сих пор не имеющее аналогов в мире,
массовое детское объединение, которое чуть позже получило название
Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина.
Десятки
миллионов советских людей, в том числе и большинство присутствующих в
этом зале, в разные годы с гордостью носили красный галстук. А наша
уважаемая коллега Людмила Ивановна Швецова была секретарём Центрального
Комитета ВЛКСМ и руководителем всей пионерии Советского Союза.
Разрешите от имени фракции КПРФ поздравить всех с этой замечательной юбилейной датой. (Аплодисменты.)
90
лет назад, стоя у истоков детского общественного движения советской
России, Надежда Крупская говорила, что основной задачей развития
пионерского движения является воспитание юного поколения. Вся история
пионерского движения - это летопись воспитания в ребёнке любви к Родине,
его патриотических и гражданских качеств.
Во все времена пионерия
жила интересами страны и народа, без преувеличения являясь первой
школой гражданского становления подрастающего поколения. Без этой
кропотливой работы был бы невозможен отмеченный даже врагами феномен
советского человека, патриота, государственника, не жалеющего себя в
деле защиты и процветания своей отчизны.
Воспитанники пионерии -
это герои Великой Отечественной войны, труженики тыла, покорители целины
и космоса, укротители атома, они создатели и творцы великого советского
государства.
К сожалению, 20 с небольшим лет назад на фоне
антикоммунистической истерии вместе с водой выплеснули в буквальном
смысле и ребёнка, а точнее миллионы детей вытолкнули на улицы из
воспитывающей, развивающей и созидающей общественной среды. Вот уже
третье десятилетие происходит размывание воспитательной функции
российского образования. Современная законодательная база, а главное
финансово-экономическая политика государства, направленная на так
называемое оказание пресловутых услуг, а не на воспитание. Всё это самым
пагубным образом сказывается на подрастающем поколении.
В России
происходит рост детской преступности. Бандитами и убийцами становятся
уже 8-10-летние. Например, в Санкт-Петербурге рост преступлений,
совершённых детьми и подростками, за последние годы вырос на 20
процентов.
Неуклонно растёт количество сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, их в стране уже почти 700 тысяч. Беспризорность
и безнадзорность достигла, по некоторым данным, 2 миллионов человек.
Ежегодно в стране появляется 120 тысяч сирот, около 200 детей ежедневно
государство отбирает у нерадивых родителей.
Нас захлестнула волна
детских и подростковых самоубийств, насилия над детьми, растёт число
детей, подверженных алкоголизму и наркомании. Всё это следствие ухода
государства с поля воспитания детей.
Школа под напором бюджетирования, ориентированная на результат, всё больше становится фабрикой образовательных услуг.
В
этих условиях воспитательная функция могла бы быть подхвачена детскими,
общественными, в том числе и пионерскими организациями, как это было в
Советском Союзе, и как это происходит во многих развитых странах мира.
Кстати,
хорошим примером для нас могла бы послужить братская Белоруссия, где
даже в условиях серьёзных экономических проблем было сохранено массовое
пионерское движение.
Однако за 20 лет, прошедших после разрушения
пионерских структур, так и не выстроена система детских общественных
организаций. А то, что осталось от советских времён, во многом держится
на энтузиазме отдельных активистов, которые не находят практически
никакой государственной поддержки.
В современной России в разы
сократилось количество детских оздоровительных, трудовых и спортивных
лагерей. Стремительно исчезают дворцы пионеров и дома юного творчества.
Происходит коммерциализация внеклассной и внешкольной форм
организованного детского досуга. Мерилом всего и вся становится
пресловутая эффективность.
Уже сейчас воспитатели и работники
детских и общественных организаций лишились педагогического
стажа, стремительно исчезают должности вожатых и
воспитателей. В современной ситуации школам становится
неэффективно их сохранять.
Громадной проблемой для всего детского движения становится отсутствие новых кадров и их подготовки.
Как
верно отметил один из директоров московской школы, в системе школьного
образования близорукий бухгалтер приходит на смену учителю.
Особо
опасными являются законы, принятые в последние годы - об автономных
некоммерческих учреждениях, о подушевом финансировании школ и других
детских учреждений, и состряпанный фурсенковской командой новый проект
закона об образовании.
Этот господин, который ни дня не проработал
ни в школе, ни пионервожатым в лагере, любит повторять, что задача
современной образовательной системы - это подготовка квалифицированного
потребителя.
Между тем великий педагог Василий Александрович
Сухомлинский как-то сказал: "С годами образуется пустота и разочарование
у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным
удовлетворением их потребностей".
Считаем, что сейчас просто
необходимо лицом обернуться к тем проблемам, которые стоят перед
детскими, общественными, пионерскими организациями.
В первую
очередь разработать и принять стратегию развития детских общественных
организаций в Российской Федерации. Необходимо восстановить
материально-техническую базу детских учреждений, которая в период ломки
страны была передана в ведение коммерческих структур. Сформировать
кадровый состав пионервожатых, преодолеть информационную блокаду, в
которой оказались пионерские и иные детские общественные организация в
условиях капитализма. Внести изменения в Федеральный закон номер 98 "О
государственной поддержке молодёжных и детских общественных
организаций", в Федеральный закон 135 "О защите конкуренции", в
законодательство "Об образовании" и Налоговый кодекс. Кстати, такие
поправки нашей фракцией подготовлены.
Со стороны госорганов
необходимо разработать новые механизмы поддержки таких организаций,
предусмотреть подготовку кадров в учреждениях высшего и среднего
профессионального образования по вопросам детского и молодёжного
движения. Решить вопрос о выделении в штате учреждения дополнительного
образования или общеобразовательного учреждения ставки для куратора
детских и юношеских общественных объединений. Открыть школы подготовки
старших вожатых общеобразовательных учреждений федерального и
регионального уровня, организовать подготовку и переподготовку,
повышение квалификации старших вожатых и педагогов-организаторов для
работы с детьми и молодёжными организациями. Предоставить вожатым в
сельских школах оклады в размере базовой ставки независимо от
комплектации школы, а в сельских школах большинство вожатых, которые
остались, работают или на четверть или на половину ставки. Ввести
коэффициенты за количество детей и достижения в педагогический стаж
вожатых.
В преддверии этого праздника мы провели всероссийский
слёт пионервожатых. Десятки тысяч детей по всей стране, в том числе и
здесь, в Москве на Красной площади вступят в ряды пионерии, принесут
клятву на верность Родине, добру и справедливости. Однако для
кардинального решения проблемы защиты детства и воспитания детей мы
считаем необходимым создание в стране мощной детской организации,
которая получит серьёзное финансирование со стороны государства, и
работа которой будет строиться на основе опыта развития детского
движения в нашей стране. И тогда мы сможем сказать, что наши дети вновь
становятся тем единственным привилегированным классом, каковыми они были
в Союзе Советских Социалистических Республик. Спасибо.