По
итогам первых двух месяцев 2012г. средние цены на автомобильный бензин
выросли на 10,7%, что в практически в 2,5 раза превышает темпы роста
потребительских цен на 4% за аналогичный период. При этом если
потребительская инфляция по сравнению с январём-мартом 2011г.
замедлилась с 9,5% до 4%, то прирост цен на бензин уже несколько лет
держится выше отметки в 11%. В действительности он зашкаливает за
13-15%, что автоматически ведёт к росту производственных и транспортных
издержек, удорожанию всей продукции и ежегодному росту социальной
инфляции на 14-18% на протяжении последних 7 лет.
Самое
удивительное состоит в том, что опережающими темпами растут цены на
низкокачественный бензин, которым заправляются 50% населения России, чьи
доходы не превышаю 15 тыс. рублей и которых Институт Социологи РАН
относит к бедным слоям населения. Так, цены на бензин марок А-76 и АИ-80
подскочили на 13,8% в январе-феврале 2012г. после роста на 14,1% годом
ранее, тогда как цены на АИ-92 выросли на 9,9%, а на высокооктановый
АИ-95, которым заправляются 20% наиболее состоятельной части населения,
подросли лишь на 9,7%.
На самом деле
складывается парадоксальная ситуация, при которой Россия является
крупнейшей нефтедобывающей страной и нетто-экспортёром нефти, а цены на
бензин, газ и в целом на ГСМ уже сравнялись с уровнем США и ряда
европейских стран, являющихся импортёрами энергоносителей. При этом
никто не говорит, что уровень жизни 70% населения России в 7-10 раз ниже
уровня жизни рядовых граждан США и ЕС: если в России, где 50% населения
по сути дела находятся за гранью бедности, на среднюю заработную плату
можно купить 670 литров бензина, то в Германии более 4 тонн, а в США 4,5
тонны.
Безусловно, порядка 60% в цене бензина
приходится на НДПИ, акцизы, НДС и прочие налоги государства, что
автоматически повышает цену на топливо. Однако основная проблема
российского рынка нефтепереработки заключается в крайне высокой степени
его монополизированности, когда на долю 2-3 сырьевых монополистов
приходится до 90% производства бензина и ГСМ в большинстве регионов
России.
Не удивительно, что при оптовой цене
НПЗ на бензин в 15,6 рублей за литр на автозаправках он стоит более 29,5
по официальной статистике, а в действительности поднимается до 31-32
рублей. При этом, если розничные цены на заправках выросли более чем на
10,7%, то отпускные цены крупных НПЗ в феврале 2012г. в годовом
выражении увеличились лишь на 2,5%, что также свидетельствует о наличии
признаков картельного сговора на рынке нефтепродуктов, о котором уже
много лет говорит ФАС, и извлечении олигополистической ренты 5
крупнейшими нефтяными гигантами.
Только в
России, где практически вся отрасль нефтепродуктов монополизирована
узким кругом приближенных к власти сырьевых гигантов, возможна ситуация,
при которой разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин превышает
1,9 раз, тогда как в экономически развитых странах наценка на топливо в
АЗС не превышает 25-30%, а рентабельность бизнеса не поднимается выше
5-7%.
Совершенно очевидно, что предвыборный
сезон завершился и все договорённости между правительством и ВИНК по
поводу сдерживания роста цен на нефтепродукты больше не имеют силы. Уже
сегодня в ряде регионов цены на бензин за 1,5 месяца выросли на 3-5%, а
по итогам года рост может превысить 15-17% при полном попустительстве
властей и антимонопольной службы. Вполне вероятно, что российские
сырьевые монополисты под разговоры о повышении налогового бремени и
росте цен на нефтяное сырье постараются компенсировать упущенные прибыли
и загонят цены до 33-34 рублей за литр АИ-95. Закономерным итогом
15-17% роста цен на бензин и ГСМ вкупе с намеченной с 1 июля 2012г.
приватизацией бюджетной сферы и роста платности базовых услуг станет
ускорение темпов роста официальной инфляции с нынешних 3,7% до 6,5-7%, а
так называемой «социальной инфляции» для 50% малообеспеченных слоёв
населения до 16-18%.
Уже сегодня при нынешнем
уровне износа инфраструктуры (75-85%) и основных фондов в обрабатывающей
промышленности (60-70%), устаревших производственных технологиях,
коррупционных поборах и ценовом шантаже естественных монополий второй
подавляющая часть несырьевых секторов экономики, не связанных с
распродажей минерального сырья и паразитическим извлечением природной
ренты, в принципе являются неконкурентоспособными не только на фоне
дешёвого китайского ширпотреба, но и продукции стран Восточной Европы.
Если
ограничить масштабы внутрикорпоративного воровства в крупных сырьевых и
инфраструктурных монополиях, которые только по экспертным оценкам на
подрядных работах, закупках и завышенных сметах инвестиционных проектов
зашкаливают за 15-20% валовой выручки и превышают 2,5-3 трлн. рублей
(4,5% ВВП), можно было бы смело снизить цены на бензин на 15-20%, а
тарифы естественных монополий заморозить на 3-5 лет.