№127 В
июне 2009 г. произошло событие, потрясшее страну: министр образования и
науки А.Фурсенко издал приказ №195 «Об утверждении списка грамматик,
словарей и справочников, содержащих нормы современного русского
литературного языка при его использовании в качестве государственного
языка Российской Федерации». В этот список вошли Орфографический
словарь русского языка Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой,
Грамматический словарь русского языка А.Зализняка, Словарь ударений
русского языка И.Резниченко и Большой фразеологический словарь русского
языка В.Телии. Поскольку некоторые из этих словарей дают рекомендации,
противоречащие ныне действующей языковой норме («доʹговор», «йогуʹрт»,
«черное кофе» и т.п.), общественность страны буквально взорвалась. Люди
воспринимают произошедшее как атаку Фурсенко на язык, культуру,
менталитет и достоинство русского народа. Невольно возникает мысль об
агентах влияния и о личной заинтересованности чиновника.Любому
человеку понятно, что компетенция министра образования и науки
распространяется на структуру и функционирование учреждений образования
и науки, но не распространяется на содержание школьных и вузовских
дисциплин и разнообразных наук. Министр может подписать приказ о
закрытии малокомплектных сельских школ, об открытии нового вуза, о
введении ЕГЭ, но не может отдать приказ о решении той или иной научной
проблемы, проблемы физики, химии, математики, истории, биологии,
медицины, астрономии и т.д., о неопознанных летающих объектах, об
Атлантиде, о Бермудском треугольнике и т.д. Все эти проблемы относятся
к компетенции физиков, химиков, математиков, историков, биологов,
медиков, астрономов и других ученых. Точно так же не может быть приказа
«об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих
нормы современного русского литературного языка при его использовании в
качестве государственного языка Российской Федерации» и об утверждении
ударения в нескольких русских словах. К проблемам языка, языковой
нормы, к ударению в тех или иных русских словах министр не имеет
никакого отношения. Эти вопросы относятся к компетенции лингвистики.
Если
же Фурсенко считает, что вопросы языкознания, проблемы языковой
политики и «утверждение» ударений относится к его компетенции, то,
очевидно, подобные приказы должны появляться регулярно. Как часто?
Каждый месяц? Квартал? Год? Отвечая тележурналистам, Фурсенко сказал,
что список грамматик, словарей и справочников будет расширяться, а
«норма постоянно меняется». Значит, этот процесс бесконечен.
Пресловутый
приказ, повторяю, потряс общественность страны. Отовсюду слышны голоса
протеста. Нельзя идти «на поводу у митрофанушек» «и их либеральствующих
опекунов от власти»! – восклицает В.Вишняков (Правда, 10 сентября 2009
г.). «Общественная палата РФ раскритиковала приказ Министерства
образования и науки… По мнению зампреда комиссии Общественной палаты по
сохранению культурного и духовного наследия Елены Зелинской,
министерству «осталось легализовать мат» (Вечерний Новосибирск, 5
сентября 2009 г.). «…В защиту русского языка, попавшего под реформы
Минобрнауки, выступили депутаты Законодательного собрания
Санкт-Петербурга. В своем обращении к Фурсенко они потребовали оградить
русский язык от «безграмотных нововведений». По мнению народных
избранников, становится вполне реальной «угроза инфляции ценностей
культуры». Депутаты также предложили Фурсенко уйти в отставку». Давний
оппонент министра образования и науки – президент Всероссийского фонда
образования Сергей Комков так прокомментировал это обращение: «Я
считаю, что к Фурсенко нет никакого смысла обращаться. Потому что он не
понимает, что делает. …Глава Минобразования либо полностью утратил
чувство реальности, либо он делает все преднамеренно…» (Вечерний
Новосибирск, 11 сентября 2009 г.).
В приказе упоминается
Постановление правительства «О порядке утверждения норм современного
русского литературного языка при его использовании в качестве
государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии
и пунктуации». Но нормы языка не утверждаются, а лишь изучаются,
описываются, фиксируются. И, разумеется, не министром, а специалистами
(языковедами). И не может быть никакого «порядка утверждения норм
языка». Наконец, ошибочным является выражение «утверждение норм языка
при его использовании». Получается, что нормы языка «утверждаются» в
процессе его использования, в процессе говорения (чего не может быть).
Язык (и его нормы) предшествуют говорению (речи).
Критериями
нормативности считаются распространенность языкового варианта, его
соответствие общим законам языка и общественное одобрение. Общественное
одобрение – это одобрение со стороны передовой части общества,
носительницы культуры: писателей, ученых, журналистов, публицистов,
политиков, вузовских преподавателей, учителей, инженеров и т.д. А
какими критериями руководствуется господин министр?
Что произошло со
словами «договоʹр», «йоʹгурт», «черный кофе» и другими
накануне 8 июня 2009 г.? Произошел ли с ними «перерыв
постепенности»? Нет! Образованные люди как говорили «договоʹр», так и
говорят. И будут говорить, несмотря на приказ Фурсенко. Но многие люди,
привыкшие к беспрекословному повиновению (а их большинство) и
подчиняющиеся любому приказу, считают себя обязанными подчиниться и
этому и начать переучивать детей: в противном случае их ждут двойки.
Для этих людей приказ Фурсенко – катастрофа. Министр образования
разрушает народное образование всеми способами – и с помощью ЕГЭ, и с
помощью «реформы языка».
Ю.В. Фоменко, Доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета.
|