На месте крушения самолёта полыхает пожар
- Как вам соотношение – министерство обороны и первые лица
государства?
- Поляки по этой части ничем не отличаются от нас. У нас есть правительственный
авиаотряд и у них есть. У них есть гражданские самолеты, пассажирские,
которые перевозят начальника Генштаба, министра обороны. И
действительно, возникает вопрос: с какой стати такой огромный отряд
политической элиты Польши вдруг ринулся на этот борт? Я пока только
изучаю этот вопрос. Я не буду спешить говорить. Я сейчас в польской
прессе смотрел: «Борт номер один, борт номер один…» Если у вас есть
другая информация, давайте поделимся. Но! Если даже это и борт
принадлежал министерству обороны Польши, то, видно, что Качиньский
больше доверял военным, тем более, взял два первых лица. Это очень
редко! Два первых военных руководителя находятся на одном борту. И в
серьезных армиях мира, здесь как с разработчиками кока-колы, их было
двое, но им было запрещено ездить где-либо вместе, а тем более летать…
- Тут грандиозность вот этого события… Тут любопытно
поговорить, зачем они к нам летели.
Фото: подготовил Иван Сербинов |
Тут
важная подоплека, тут нам надо понять… С какой стати?
Недавно побывал Туск у нас…
…Но вы же знаете, Туск и Качиньский находились в непростых
отношениях. И премьер фактически прорвал российскую оборону. И, видимо,
Качиньский посчитал, что ему надо было углубить этот прорыв и лавры
взять к себе. А победа определенная. Накануне 9 мая… Вы знаете, это
грозило дипломатическим, политическим примирением между Россией и
Польшей. И мы все надеялись, и со стороны Польши вместо ледяного ветра
подуло теплым ветерком. И вот-вот этот визит… Странный… Очень странный
визит.
Я сегодня поговорил со многими пилотами, которые вспоминали
и аэродром, и разные технические детали. Зададимся вопросом. Лететь из
Польши в Смоленск в пределе часа. Был туман. Поляки, безусловно,
запрашивали аэродром «Северный» и, я не думаю, что этот туман появился в
течение двух минут. Идем по следу. Подлетаем к аэродрому. «Северный»
говорит: «Уважаемый господин поляк! У нас глухо, видимость, видите,
какая… Давайте, разворачивайтесь!» Небольшой, но пасьянс предложили:
Минск и Москва. Мы знаем национальное самолюбие поляков. Видно, это
матерый летчик. Он решил садится.
Я обзванивал наших опытных пилотов. Спросил, что это за аэродром.
Мне сказали, что это аэродром первого класса, долгое время
эксплуатировался российскими военными, в нормальном состоянии, принимает
многие типы самолетов. Но почему именно на этом аэродроме было принято
решение сажать? Да, «Северный» хороший аэродром. Двойного базирования.
Там работают как военные, так и гражданские машины. Аэродром
эксплуатируют смоленские испытатели. Наземная аппаратура там находится в
приличном состоянии. Думаю, «Северный» по соображениям безопасности.
Военный аэродром, там меньше толкотни. Это должно было увеличить
безопасность такой огромной делегации.
Есть и другие вопросы. Например, туман. Сильный туман. Им предлагали
сесть. А он все равно пошел. Чем это вызвано? Я спрашивал: когда такой
туман, кто принимает решение? Интересовался у летчиков, которые возят
наших президентов (Ельцина, Путина, Медведева). Они мне говорили, что за
посадку в таких условиях главную ответственность несет командир
экипажа. Но при условии: он должен обязательно получить разрешение у
главного пассажира. Вы понимаете? У президента. Не скрывая от него
никакие условия посадки. Сейчас трудно сказать, как там все было. Туман –
самый большой враг. И экипажа, и пассажиров. Похоже, он их и убил…
Личный пилот Ельцина Владимир Потемко мне рассказывал, что однажды
они спешили куда-то в Америку и летели через Британию. И когда стали
садиться в «Хитроу», то видимость была там десять метров. Ион мне
говорил: «Я зашел к Ельцину: Борис Николаевич, нельзя! Молоко! Сметана!»
Ельцин посмотрел: «Если мы опоздаем, у нас могут быть проблемы. Нет,
давай садиться!». Так пришлось штурману на пузе лежать и в окошечко, в
блистер смотреть и говорить: ноль, ноль, не вижу… И только на
расстоянии шести метров штурман смог разглядеть препятствие…
Вот вам и посадка практически вслепую. По приборам… Это высочайшее
искусство! Думаю, у поляков на таких самолетах дилетанты и юноши тоже
не летают.
- А кто водит эти самолеты? Летчики гражданской авиации
или военные?
- Этот самолет принадлежал министерству обороны? В любом случае, на
этом типе не военные летают. Здесь сидят пилоты гражданской авиации. И
второе. Сейчас из Смоленска нам передают, что нашлось несколько
свидетелей, которые в последний момент видели гибель самолета. 5-6
человек, а говорят одно и то же! Самолет шел левым крылом на 75 градусов
к земле. Он шел фактически крылом над землей. Спрашиваю специалистов: о
чем это говорит? Говорят, две причины. Либо потеря пространственной
ориентации в тумане, либо что-то с двигателями. И последняя, невероятная
версия. Можно подумать о теракте. Но тогда где приметы? Был бы взрыв.
До того, как самолет пошел рубить деревья вдоль дороги, лесополосы,
взрыва никакого не было.
- Поговорим о символичности. «Северный» в Смоленске аэропорт
военный. «Южный» - гражданский. Можно ли предположить, что какое-то
вкладывалось значение в то, что приземлился польский лидер на российской
территории на военном аэродроме, а не на гражданском?
- «Южный», там, как пчелы кружатся самолеты. Идут плановые полеты. И
вдруг прилетает Качиньский. А там по русской привычке на полдня бы
задержали все вылеты. Зачем это нужно губернатору, руководству России?
Зачем злить смолян? Это раз. Это и разумно, и безопасности больше. Есть
традиция больше доверять военным с точки зрения безопасности. И это
правильно. Там четыре категории самолетов могут садиться запросто. И
взлетно-посадочная полоса – в районе трех километров. Потому и было
такое решение. На борту находился не только президент, но и первые лица
министерства обороны Польши. Это тоже был российский знак, что мы
принимаем такую делегацию на хорошем, элитном аэродроме…
Место крушения самолета с польской делегацией под Смоленском
- Это был жест гостеприимства?
- Да. Безусловно. Мне бы не хотелось кривить душой перед вами. Там
долго сидели наши самолеты, разнотипные самолеты, потом их оттуда убрали
и материальная база осталась… Конечно, там полусоветская техника,
которую поддерживали на зубах. Но все равно аппаратура надежная. Но все
летчики грустят, что их оттуда вытолкнули. Там сидел «полчок»,
достаточно хороший. Старые и опытные кадры там, безусловно, остались. И
не доверять им нельзя. Нет причины сегодня говорить о вине наших
наземных служб. Скорее всего, конечно, я больше склоняюсь к ошибке
экипажа. Не надо было садиться в тумане. Фактически со всей политической
военной верхушкой страны! Так рисковать нельзя!
- Как этот инциндент повлияет на едва оттаявшие отношения
Москвы и Варшавы?
- Я боюсь спекуляций сильнее всего. В мире есть немало сил, которые
сегодня уже говорят о том, что это подстроили русские. И есть силы и в
Европе, и за океаном, которые будут упорно зубами протаскивать версию
теракта, что это русские подстроили. С другой стороны, поляки будут
говорить, что это внутри страны есть силы, которые чуть ли не бомбу в
Ту-154 подбросили. Мол, это все было рассчитано на час, чтобы потом эти
силы могли прорваться к власти. Я не исключаю, что будут и
премьер-министра Польши обвинять…